Описание картины Жак Луи Давида «Смерть Марата»

 

Жак Луи Давид, 1793 год, картина «Смерть Марата»
Жак Луи Давид, 1793 год, картина «Смерть Марата», Фото: upload.wikimedia.org

 

Название Смерть Марата
Страна, художник Франция, Жак Луи Давид
Год 1793
Жанр Историческая сцена
Находится Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Материалы Холст, масло

Великая Французская Революция оставила след не только в виде страшных кровопролитий, но и также завораживающего холста, который спустя много лет стал одним из объектов пародийного жанра и подражания. Такие живописцы как Мунк и Бодри создали свои произведения на ту же историческую сцену, только со своими нововведениями: у первого на центральном месте обнаженная Шарлотта Корде, а у второго Марат и убийца показаны с другого вида. Мучительный шедевр представляется еще красочнее, чем его цветовые характеристики. Изображение ужасного политического убийства вызывает невыносимую боль и ужас случившегося.

Жан-Поль Марат (герой полотна) был радикальным журналистом и ярым лидером якобинского движения. Кожная болезнь, которая поразила Марата, не давала ему спокойно ходить по улице, и по этой причине он не покидал своего жилища. С целью облегчения страданий от недуга, он все чаще лежал в ванне с овсяным отваром. Там же несчастного убила сторонница жирондистской партии Шарлотта Корде, которую гильотинировали спустя несколько дней якобинцы.

Холодная рука зарезанного мужчины зажимает записку, которой, как задумал живописец, не преминула воспользоваться Шарлотта для проникновения в жилище, но на самом деле она попала в дом, придумав сообщение о коварных умыслах жирондистов. Некоторые специалисты считают, что письмо не было получено Маратом, так как он был уже мертв, а этот момент был целиком придуман живописцем с целью усиления драматического инцидента.

Наверху деревянной тумбы находится еще записка, которая обеляет Марата, проявившего сострадание и внявшего требованию своего палача. Символом надгробного памятника можно считать тумбу и авторскую надпись-посвящение. Сам живописец и журналист принадлежали к одному якобинскому клубу, поэтому жестокая смерть единомышленника стала настоящим потрясением для Давида, и после вести об убийстве, он был уже на месте, где случилась трагедия с целью изобразить лик мученика.

Голова была написана с помощью пера, а формы и их объемность были достигнуты перекрещивающимися линиями. Свисающая рука и светотень концентрируют внимание наблюдателя именно на мученике. Положение и раны Марата дают нам право сравнить его с образом Христа, когда того сняли с креста. Данное полотно было высоко оценено самим Бодлером, называя Марата «трагедией».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: