Название | Алтарь Паумгартнеров; Паумгартнеровский алтарь |
Страна, художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | около 1503 |
Жанр | Религиозная сцена |
Стиль | Северное Возрождение |
Находится | Старая пинакотека, Мюнхен |
Материалы | Дерево, масло |
Размеры | 157 см. х 248 см. |
Алтарный триптих “Алтарь Паумгартнеров” написал немецкий художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер приблизительно в 1503 году.
То ли заказчики, то ли святые
Триптих был написан по заказу Стефана и Лукаса из патрицианского семейства Паугартнеров, проживающих в городе Нюрнберг (сам Дюрер тоже родился и проживал в этом месте).
Готовая работа была помещена в одну из местных церквей. Стефан Паугартнер совсем недавно вернулся из паломничества в город Иерусалим, и эта работа была заказана у Дюрера в честь того, что Стефан смог вернуться живым и здоровым.
В центре триптиха изображен сюжет Рождества, узнаваемы образы Иосифа и девы Марии. Рядом с ними – семьи заказчиков – это знатные нюрнбержцы в нарядных костюмах (слева четверо мужчин, справа три женщины) и их фамильные гербы. Но написаны они не в натуральный человеческий рост: по сравнению Иосифом и Марией они выглядят совсем крошечными.
Рождество изображено днем, что позволяет рассмотреть мельчайшие детали картины. Это несколько отличается от традиций религиозного искусства.
Согласно анализу искусствоведов, центральная часть триптиха родилась несколько позднее его боковых частей.
На левой створке – один из главных христианских святых – Святой Георгий. В левой руке он держит раненого и истекающего кровью дракона – символ зла. Внешность Святого Георгия срисована с заказчика – Стефана Паумгартнера.
На правой части триптиха – христианский великомученик Евстафий, покровитель охотников. В руке у него – штандарт на котором изображена оленья голова и распятие. Дело в том, что великомученик Евстафий раньше был римским военачальником по имени Плацид, и по легенде христианство принял после того, как увидел оленя во время охоты: между рогов у этого оленя светился крест. Внешность Евстафия художник Дюрер срисовал со второго заказчика, Лукаса Паумгартнера. Оба святых изображены в современных на тот момент доспехах.
Считается что эта работа – одна из первых в истории искусства, где художник скопировал внешность заказчиков для изображаемых святых.
Паумгартнеровский алтарь украшал церковь святой Екатерины больше ста лет, пока не был приобретен баварским курфюрстом Максимилианом Первым.
Триптих был передан на реставрацию художнику Иоганну Георгу Фишеру. Художник решил не только отреставрировать работу Дюрера, но и внести изменения. Например черный фон на котором были святые, он преобразовал в пейзажный задник, а к Святому Евстахию добавил фигурку оленя.
Долгое время искусствоведы даже не подозревали что в работу Дюрера были внесены какие-то изменения. Открылось это только в 1903 году, тогда же начались работы над восстановлением первоначального образа картины.
В 1988 году триптих снова пришлось отправить на реставрацию, ибо известный серийный вандал Ханс-Иоахим Больман облил его, а также две другие работы Дюрера (“Оплакивание Христа” и “Семь Печалей Марии”) кислотой. В результате алтарь получил очень серьезные повреждения. Реставрация закончилась только в 1998 году.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub