Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»

 

Картина «Арест пропагандиста». Илья Репин, 1880–1889, 1892 годы
«Арест пропагандиста». Илья Репин, 1880–1889, 1892 годы
Название Арест пропагандиста
Страна, художник Россия, Илья Ефимович Репин
Год 1880 – 1889, 1892
Жанр Жанровая сцена
Стиль Реализм
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло
Размеры 34,8 см. х 54,6 см.

Илья Репин был художником, чутко откликавшимся на социальные проблемы, особенно его интересовало драматическое противостояние отдельного человека и политической системы. Поэтому он часто обращается к сюжетам, связанным с революционной деятельностью. В конце девятнадцатого века это было особенно актуально, поскольку в стране происходил всплеск революционной активности, меры контроля ужесточались, а к политическим арестантам нередко проявляли жестокость и насилие.

На холсте изображен обыск и арест человека, ведущего подрывную пропагандистскую деятельность. На картине представлена простая русская изба с деревянными стенами и рассохшимся полом. Каждый угол буквально кричит о бедности своего хозяина.

Всех персонажей Репин делит на группы, строя таким образом композицию произведения. Смысловым центром является сам арестант, его фигура выделена с помощью яркого акцента – кричащей алой рубахи, которая светится в полумраке убогого жилища.

Пропагандиста крепко держат за локти жандарм и неопрятный старик в тулупе и лаптях. На переднем плане сидит пожилой мужчина в форме, читающий одну из найденных листовок. К нему склонился молодой человек с тонкими усиками. У ног жандарма лежит распотрошенный чемодан с запрещенными книгами и стопками отпечатанных листов – это основная улика против обвиняемого. За их спинами столпились зеваки: он вытягивают шеи, чтобы лучше разглядеть происходящее, заискивающе улыбаются. Один из них даже протягивает над головами пачку писем – возможно, он принес еще одну улику и пытается выслужиться перед властями.

На заднем плане изображены фигуры бородатых крестьян с мрачными лицами. Они тихо стоят у окна, настороженно оглядываются, пытаясь понять происходящее.

Темные тона произведения заставляют зрителей концентрироваться на двух цветовых акцентах – красной рубахе арестованного и голубой крышке его чемодана. С помощью такого художественного приема автор подчеркивает сюжетную важность именно этих деталей.

Произведение написано в характерной для Репина манере – часть картины прописана крайне тщательно и детализировано: доски пола, чемодан с бумагами, фигура сидящего на стуле жандарма и человека рядом с ним. Все остальные персонажи не менее выразительны, но манера их изображения совершенно иная: широкие эффектные мазками, эскизная небрежность. Это добавляет полотну живости, придает глубину и динамичность.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x