Название | Читатели газет в Неаполе |
Страна, художник | Россия, Орест Адамович Кипренский |
Год | 1831 |
Жанр | Групповой портрет |
Стиль | Романтизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 64,5 см. х 73,5 см. |
Итальянский период 1831 года не прошел даром для художника: в это время он пишет первый групповой портрет, где показал всю свою зрелость, законченность форм и отточенное мастерство. Картина, заказанная графом Дмитрием Шереметевым и имевшая ряд синонимичных названий, отличалась большим успехом и правдивостью запечатленных образов. Говорят, даже император Николай 1 был от нее в восторге.
На полотне изображены четверо молодых людей, один занят чтением газеты, а другие внимательно вслушиваются. Герои изображены в домашней одежде, напоминающей халат. Озабоченные выражения лиц, их волнения и неподдельный интерес наталкивает нас на мысль о том, что содержание статьи тревожно. Все это наполняет встречу персонажей элементом камерности. «Русские» мужчины, как говорил сам художник, были подвергнуты критике касательно их национальности. Многие называли их поляками. Критики уверены в том, что Кипренским была смягчена политическая подоплека, связанная с восстанием поляков.
Один из историков считает, что картина изображает вполне конкретные лица, а именно польских поэтов и графа: Антония Одынеца, Адама Мицкевича, Зыгмунта Красинского и графа Александра Потоцкого. В картине присутствуют скрытые символы, одним из которых является маленькая декоративная собачка, сидящая на руках у читающего мужчины. Акцент внимания сразу делается на газетную страницу, в которой напечатан важный материал. Вторым таким символом можно назвать спящий вулкан Везувий, изображенный в правой части полотна.
Не просто так мы видим его спящим: дремлющая, кипящая в глубине народной ярости революционная сила обязательно вырвется наружу. Данная деталь является способом выражения отношения живописца, его поддержка общественного настроения. Одно душевное состояние объединяет всех героев картины – это крайняя необходимость услышать и осмыслить услышанное. Полотно получилось таким реалистичным, что на одной из выставок посетители были в небольшом смущении от того, что с картины на них смотрят живые лица, живые люди.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub