Название | Дама в саду Сент-Адресс |
Страна, художник | Франция, Клод Оскар Моне |
Год | 1867 |
Жанр | Жанровая сцена, пейзаж |
Стиль | Импрессионизм |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 82 см. х 101 см. |
Клод Моне был известнейшим французским художником, одним из отцов-основателей живописного импрессионизма. Главной целью этого направления было стремление научиться улавливать и передавать изменчивое состояние природы, ее неповторимость в каждый конкретный момент. Моне это удавалось как никому другому: больше всего он любил создавать пленэрные пейзажи, полные воздуха и солнечного света.
Одной из ранних картин является знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс». В этом поместье жили родственники художника, он провел там большую часть детства. Поэтому Моне часто приезжал туда ради прогулок на свежем воздухе и творчества.
Моделью для картины выступила жена его двоюродного брата. Но в работе нет даже намека на портретный характер. Фигура женщины была нужна не сама по себе, а только для того, чтобы уравновесить композицию, показать единение человека с природой, а также продемонстрировать игру света и тени в складках белоснежного платья.
На холсте изображен тихий уютный уголок ухоженного сада. Яркий утренний свет расцвечивает пространство золотистым сиянием, делая все цвета еще ярче, чем они есть. На заднем плане представлены высокие, подпирающие небо деревья – их глубокая тень манит приятной прохладой. Ближе к зрителю расположены кустарники и небольшие цветущие деревца – они украшают сад, наполняя воздух головокружительным благоуханием и жужжанием пчел. Центр полотна занимает большая круглая клумба, усаженная красными цветами. Именно этим горящим алым ковром любуется женщина, стоящая к зрителю спиной. Ее белый наряд приятно контрастирует с окружающим буйством цвета, чуть приглушая звенящие аккорды красного, желтого, зеленого и розового. При этом, голубые тени, таящиеся в складках платья, гармонично перекликаются с кусочком лазурно-голубого безоблачного неба, выступающего из листвы в противоположном углу картины.
Клоду Моне удалось раскрыть особенности взаимоотношений света и тени на открытом воздухе. Мастер чутко подмечает, что освещенные участки приобретают теплый оттенок, а погруженные в тень — холодные. Хотя художники, писавшие свои картины в студии, делали ровно наоборот – использовали теплые коричневатые тени и холодные участки света. Благодаря этому, «Дама в саду» считается настоящим живописным прорывом и новым словом импрессионизма.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub