Название | Демон поверженный |
Страна, художник | Россия, Михаил Александрович Врубель |
Год | 1901-1902 |
Жанр | Мифологическая сцена |
Стиль | Импрессионизм, постимпрессионизм |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 139 см. х 387 см. |
Демон Врубелю не давался, мастер переписывал картину несколько раз, в последний раз забраковал уже практически готовое полотно, начав всю работу заново. Найдя наконец нужную композицию мастер приступил к крайнему варианту. Так получился поздний «Демон поверженный».
Алый закат в горах, снежные вершины залиты последними лучами солнца. Ничего живого, только камни и снег. И еще наползающие черные предсумеречные тени.
Через все полотно распростерто обнаженное спутанное тело демона, лежащего на прекрасных перьях от собственных отрубленных и окаменевших крыльев. Огромные, яркие, похожие на павлиньи, перья точно перина, распластались под ребрами поверженного хозяина.
Демон с поднятой головой устремил свой сверлящий выжигающий взгляд, полный решимости и не сдающийся куда-то вдаль. Лицо его жестко, глаза огромны и черны, острый нос с раздувающимися от гнева ноздрями. Костлявые руки скрещены на голове, тем самым показывая, что демон разоружен, но борьба его не прекратится, до тех пор, пока бьется его жестокое и коварное сердце.
Тело падшего ангела серое, как тень, сейчас худое и жалкое. Не рад последнему солнышку поверженный злой демон. Веет холодом от его плоти и глаз. И даже красота его срезанных крыльев не делает композицию хоть чуточку живее. Холод, тень, вечер и умирающий демон.
Полотно довольно широкое, почти 4 метра, и это при высоте 139 сантиметров. Складывается такое впечатление, что демон не только повержен живописцем, но и зажат между верхним и нижним багетами рамы.
Картина выдержана в характерном для Врубеля стиле. Хоть и написана она маслом, индивидуальность и почерк подчеркивает эффект кристаллических граней, от которого картина становится похожей на витраж или панно.
Ранний демон отличается большей одухотворенностью, это юноша неземной красы и утонченности. Молящее выражение лица падшего ангела заставляет зрителя скорее сопереживать демону, чего не скажешь о позднем.
У раннего демона черные волнистые волосы, левую руку он поднял и положил на голову, правая рука откинута в сторону ладонью вверх.
Работая над демоном, мастер отличался особой раздражительностью, возможно его затворничество и нелюдимость во время работы спровоцировало обострение душевной болезни. Некоторые критики уже в его желании писать демонические зарисовки видели начало душевного расстройства, к которому художник все-таки пришел в конце жизни.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub