Название | Девочка на шаре |
Страна, художник | Испания, Пабло Пикассо |
Год | 1905 |
Жанр | Жанровая сцена |
Стиль | Постимпрессионизм |
Находится | Пушкинский музей, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 147 см. х 95 см. |
После «голубого» периода Пабло Пикассо, в котором он запечатлевал нищенскую тему, одиночество и отчаяние, используя мрачные голубые оттенки, наступает «розовый» период, радовавший как жизнерадостными красками, так и приятными темами: клоуны, арлекины и карнавальные артисты. Интуиция, лежащая в основе данного периода, преобладала в большей степени, чем конкретное наблюдение. Стилистические эксперименты живописца с обдуманным упрощением картины стали частью «розового» периода.
Данная картина – это синтез первого и второго цветного этапа творчества художника. Здесь и совмещение неуловимой тревожности «голубого» периода, и легкая умиротворенность «розового», словно прошлое и будущее столкнулись в одном месте. На картине мы видим бродячую группу, которую составляют акробаты. Большую часть пространства занимает две фигуры. Хрупкую гимнастку в тесной одежде мы застаем за репетицией циркового номера, балансирующую на шаре, словно ею продолженном. Неустойчивая поза девочки походит больше на одну из игр.
Сильный спортсмен, сидящий недалеко, отдыхает. Его монументальность поражает своим размахом. Картина полна внутреннего драматизма, лежащего в композиционной основе. Также она строится на контрастах. Унылая природа, наводящая тоску, выжженная холмистая равнина с проселочной дорогой, на которой приостановились бродячие артисты. Задний план полотна показывает случайную прохожую с дитем, собаку и пасущуюся белую лошадь. На картине явен контраст унылого фона с задорной профессией циркачей, зрителями которых становится шумная веселая толпа.
Куб и шар являются противоположностями: одно выражает движение, другое – неподвижность. Ребенок с присущей ей грацией раскачивается, стараясь удержать баланс, мужчина сидит, как камень. Он будто врос в постамент, являясь олицетворением постоянства и неподвижности. Цвет подчеркивает незримый контакт между большим человеком и крошечной на его фоне ребенком.
Живописец показывает свою заинтересованность эмоциональным состоянием героев: они оба погружены в свой внутренний мир, природа только усиливает это ощущение. Девочка является воплощением мечты Пикассо о лирики жизни и напоминанием о быстротечности красоты, а сила спортсмена спасает ее от безжалостности этого мира. Идеальная гармония баланса, в котором одно не существует без другого.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub
[…] Пабло Пикассо «Девочка на шаре» […]