Описание картины Дмитрия Левицкого «Екатерина II»

 

Дмитрий Левицкий, 1783 год, картина «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия».
Дмитрий Левицкий, 1783 год, картина «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия», Фото: upload.wikimedia.org
Название Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия
Страна, художник Россия, Дмитрий Левицкий
Год 1783
Жанр Портрет
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло

Дмитрий Левицкий был признанным мастерам парадного портрета, с заказами к нему обращались самые видные деятели государства. При этом, художник умел внести в работу богатое символическое значение, а иногда даже позволял себе нотку иронии. Именно поэтому его картины интересно рассматривать даже спустя столетия после создания. С помощью прочтения художественного символического языка образованный зритель может понять об изображенном герое очень многое.

Потрет Екатерины второй был заказан мастеру канцлером Александром Безбородко для своего дома. Царица изображена как справедливая правительница, приносящая в жертву общественному благу свой личный покой. На фоне развернулся интерьер храма Фемиды – белая гипсовая статуя богини правосудия возвышается на метровом постаменте. Слева стоит мраморная колонна, укрытая бархатной портьерой. Рядом изображение морской гавани с силуэтами кораблей. Перед Фемидой стоит алтарь, на котором императрица сжигает алые маковые цветы – аллегорическое обозначение бога сновидений Морфея. Так правительница показывает, что жертвует своим сном и покоем во благо государства.

Сама Екатерина II предстает в белом атласном платье и царской мантии. Из регалий на ней лента ордена Св. Владимира и цепь ордена Андрея Первозванного, вместо короны на голове лавровый венок – все это знаки отличия за труды на пользу обществу. Лежащие у ее ног книги символизируют истину, на которую опирается законодательница при принятии тех или иных указов. На книгах сидит орел, вооруженный громовым символом – перуном. Он охраняет свод законов, следит за их соблюдением.

Сама царица никогда не позировала Левицкому ни для этого, ни для других своих портретов. Поэтому художник пишет лицо правительницы в соответствии с иконографическим типом Рокотова.

Публика с восторгом приняла портрет, поэтому художник впоследствии повторял его в разных вариациях, теперь работы выставлены в музеях в Москве и Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: