Название | Флора |
Страна, художник | Нидерланды, Рембрандт Харменс ван Рейн |
Год | 1634 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Барокко, Золотой век Голландии |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 125 см. х 101 см. |
В 1634 году Рембрандт женился на юной девушке Саксии. В тот же год он написал знаменитый портрет своей супруги, представив ее в образе богини Флоры.
К тому времени Рембрандт был уже вполне состоявшимся художником, сформировавшим собственный стиль, уверенно владевшим кистью. Поэтому ему удалось не только передать характер и настроение молодой жены, но создать идеализированный образ женской красоты и юности.
Саксия стоит на темном фоне – вероятно, это стены грота, увитые цветами. Ее одежды роскошны, но совершенно не отвечают голландской моде семнадцатого века или античным одеяниям. Фантастичный костюм Флоры, скорее, личная фантазия художника, рожденная из его богатой коллекцией всевозможных тканей и украшений. Струящаяся ткань, нежный блеск шелка, необычный, украшенный камнями, узор на пышных рукавах, капля жемчуга на груди, замысловатые пряжки на руке – все эти детали живописец изображает с виртуозным мастерством и живостью фактуры. Этому способствует особый способ наложения красок – чередование тонких, прозрачных слоев и густых мазков. Такая техника была характерна для наставника Рембрандта, Питера Ластмана. Но художник постарался сделать свое полотно более экспрессивным и выразительным, проработав отдельные детали и изменяя манеру в зависимости от того, писал он ткань или нежную девичью кожу. Это говорит о том, что Рембрандт к этому моменту уже сформировал собственный стиль.
Великолепие костюма контрастирует с трогательной робостью, написанной на лице молодой женщины. Ее смущает пристальный взгляд художника за холстом, его откровенное обожание и восхищение. Поэтому юная супруга предпочитает уйти в свои мысли: взгляд девушки погружен глубоко в себя. Возможно, она в этот момент пытается осмыслить перемены, произошедшие в ее жизни, осознать себя в новой роли жены и хозяйки дома.
Художник с помощью портрета передает всю глубину чувств и привязанности, которые испытывает к Саксии. В своей жене он видит идеал женской красоты. Черты лица девушки довольно специфичны, они не соответствуют современным канонам. Но ее невинность, нежность и юность делают Саксию по-настоящему прекрасной, как земное воплощение богини весны и цветов.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub
[…] Рембрандт Харменс ван Рейн «Флора» […]