Название | Френци в резном кресле |
Страна, художник | Германия, Эрнст Людвиг Кирхнер |
Год | 1910 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Экспрессионизм |
Находится | Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 71 см. х 49,5 см. |
Картину “Френци в резном кресле” написал немецкий художник Эрнст Людвиг Кирхнер в 1910 году. Она также может носить название “Франци перед резным стулом”. Но сути это не меняет: на полотне – сестра художника в его излюбленном стиле – экспрессионизме. В становлении которого в Германии Кирхнер сыграл основополагающую роль.
От экспериментов имитатора до собственного стиля в живописи
В начале творческого пути Кирхнер, увлеченный работами Ван Гога и Матисса, искал себя в попытках копирования их техники и красок. Пытался найти гармонию между экспрессивным рисованием и сознательным использованием изобразительных средств. В его экспериментах также прослеживались приемы примитивного искусства африканских народов.
Лето 1905 года разделяет жизнь и творчество Эрнста Людвига на до и после. Он и его сподвижники зарождают творческое движение “Мост”, протестующее против изживших себя стилей, ценящее, тем не менее, наследие постимпрессионизма, фовизма и проч.
Со временем Кирхнер развивает неповторимую манеру письма, разрабатывает целый сборник художественных приемов. Живописец все больше трактует предметы и пространство плоско, с гротескными деформациями. В его полотнах – резкие перепады цветов; все сильнее ощущается стилизация и сжатие визуальных средств. По мнению Кирхнера, картина – отнюдь не изображение чего-то, а живое существо, похожее на свой прототип насколько это необходимо для понимания представленного.
Излюбленный жанр художника – городской пейзаж; а со временем он почти забросил натуру, все больше изображая абстракцию. Несмотря на разницу в жанрах, ощущение от его работ всегда одинаковое: тревожное, крайне напряженное, с предчувствием надвигающейся беды.
Этот посыл не обошел даже портрет его собственной сестры – “Френци в резном кресле”. К этому, 1910 году, у художника уже заметно полной пренебрежение перспективой; образ самой девушки абсолютно неестественный – зеленая кожа с сине-розовыми акцентами. Светлые блики на волосах – тоже грязно-зеленые в его исполнении.
Кирхнер создает тень в картинах не темными оттенками, а локальными кричаще-яркими, психоделическими. Он использует этот прием в большинстве портретов, преимущественно женских. Например, желая придать телесный объем, привнести свет, смоделировать светотень – берет толстые желтые, голубые, красные и зеленые цвета. Образы этого художника монументальные, этнические, отсылающие к африканским скульптурным мотивам.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub