Описание картины Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона»

 

Генрих Семирадский, 1897 год, картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона»
Генрих Семирадский, 1897 год, картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона», Фото: upload.wikimedia.org

 

Название Христианская Дирцея в цирке Нерона
Страна,

художник

Россия, Польша, Генрих Семирадский
Год 1897
Жанр живопись
Находится Национальный музей, Варшава
Материалы холст, масло

 

«Христианская Дирцея» – это крупноформатная работа польско-русского художника 19-го века Генриха Семирадского. Он писал картины, демонстрируя на них исторические сюжеты античности. Это полотно одна из самых известных его работ. Сейчас находится в Национальном музее Варшавы.

Предыстория сюжета такова: в древних мифах есть легенда о Дирцее. Фиванский царь Лик был за мужем за прекрасной нимфой Антиопой, но Зевс соблазнил её, и она родила от него двух сыновей – Зефа и Амфиона. Лик, оскорбленный неверностью супруги, отверг Антиопу и заключил под стражу.

Спустя годы Лик взял в жёны Дирцею. Она ненавидела Антиопу и задумала жестоко убить её, привязав к быку. Однако сыновья Антиопы прознали об этом и помешали Дирцее, саму привязав к рогам быка. Её постигла та страшная участь, которую она заготовила ненавистной.

Эта легенда послужила идеей для римского императора Нерона. При его власти начались гонения на христиан и те, кто исповедовал эту религию, приговаривались к смерти как противники государственного строя. На картине изображена одна из таких казней.

Римлянка-христианка была привязана к быку верёвками, увитыми цветами, а её волосы намотали на рога. Гладиаторы гоняли быка по арене цирка, нанося увечья кнутами и копьями, после чего невинное животное и молодую девушку не минуя ожидала мучительная гибель.

В центре картины обнаженное окровавленное тело девушки и крупного черного быка, в тело которого воткнуто копьё. Рядом с ними император Нерон со своей прислугой и префектом претория. Они спустились осмотреть жертву. В их лицах презрение и насмешка – “так будет с каждым противником режима”.

Позади них слуги держат золотой трон императора, на котором он спустился с трибун. Гладиаторы в правом углу картины с гневом и в то же время с жалостью наблюдают, держа в руках копья и вилы.

Картина неоднозначно была принята на выставках: искусствоведы с критикой отказывались называть её за шедевром, однако посетители с изумлением толпились возле неё. «Христианская Дирцея» вызывала восторг как у русского, так и у зарубежного зрителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: