Название | Иоанн Креститель |
Страна, художник | Франция, Леонардо Да Винчи |
Год | 1514-1516 |
Жанр | Портрет, религиозная сцена |
Стиль | Возрождение |
Находится | Лувр, Париж |
Материалы | Дерево, масло |
Размеры | 69 см. х 57 см. |
Произведение «Иоанн Креститель» — одна из наиболее поздних работ художника Леонардо Да Винчи. Мастер начал рисовать картину в 1514 году, но закончил лишь в 1516 году во время нахождения в Амбуазе в усадьбе Клу.
Он по много раз перерисовывал свои работы, в том числе и это произведение. Эта картина связана с его творческим упадком и производила на зрителя неоднозначное впечатление. Произведение написано в знаменитой авторской технике сфумато, которую к концу своего творчества Да Винчи довел до совершенства.
Фигура Иоанна на картине помещена в глухой фон, чтобы акцентировать внимание на ней. Моделью для Иоанна стал известный ученик мастера — Салаи. Историки и по сей день спорят о взаимоотношениях между Леонардо и этим симпатичным женоподобным юношей.
На картине зритель видит молодого человека в шерстяной накидке с длинными волнистыми волосами. Его правая рука обращена к небу, а в левой он держит деревянный крест. Темный задний фон как бы выделяет и подсвечивает фигуру Крестителя, делая ее яркой и значимой.
Этот образ в корне отличался от обычных канонических изображений Иоанна, поэтому вызывал неоднозначную реакцию и споры ценителей искусства художника. Изображенный на картине полуобнаженный юноша с женоподобным лицом и двусмысленной улыбкой никак не вяжется с суровым Иоанном Крестителем, который обладал аскетическим образом мышления и ограничивал себя во всем.
Эта двусмысленная улыбка появляется практически на всех поздних картинах Леонардо Да Винчи. Художник на своем полотне изобразил некую ироничную копию Иоанна Крестителя, от которой веет двусмысленностью и неудовлетворенностью художника своими последними работами.
Мастер неоднократно вносил изменения в картину и переделывал ее в течение нескольких лет. Художник наделил героя картины атрибутами, присущими непосредственно Крестителю, что делает этот образ узнаваемым для ценителей.
Но он наделил канонический образ Крестителя совершенно далеким от его внешности обликом. Его лицо одновременно может принадлежать и мужчине и женщине.
Историки и ценители искусства художника считают, что переход к использованию андрогенной внешности в работах художника символизирует начало маньеризма в европейской живописи.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub