Описание картины Константина Флавицкого “Княжна Тараканова”

 

Картина  "Княжна Тараканова". Константин Флавицкий, 1864 год
«Княжна Тараканова». Константин Флавицкий, 1864 год
Название Княжна Тараканова
Страна, художник Россия, Константин Дмитриевич Флавицкий
Год 1864
Жанр Историческая картина
Стиль Жанровая сцена, жанровый портрет
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло
Размеры 245 см. х 187,5 см.

Картину “Княжна Тараканова” в 1864 году написал русский художник Константин Дмитриевич Флавицкий. В стремлении объединить непримиримое, в “Княжне” переплетаются строгий академизм, брюлловская романтика и нотки реализма.

В сюжете картины – красавица, бессильная перед надвигающейся стихией

В полотне угадывается большая нежность к героине сюжета. Здесь она не авантюристка, выдававшая себя за дочь Екатерины II и сестру Пугачева, не узница по заслугам. Лишь бедная, прелестная девушка, потерявшая голову и свободу от любви, в забвении ждущая неминуемой смерти.

Картина построена на контрастах: до сих пор тонкая, изящная дама – в отвратительной, нищенской обстановке последнего пристанища.

Холодная, угрюмая камера Петропавловской крепости, крысы; худой арестантский обиход: овчина, деревянные стол и кровать, кружка из глины и кусок черного хлеба. Из оконной решетки хлещет ледяная вода – наводнение. На кровати, вжавшись в стену от ужаса, обессилено запрокинув голову и опустив руки, стоит она – княжна Тараканова. В пышном, потрепанном бархатном платье – лишь намек на былую роскошь. Обшарпанные стены каземата утопают в воде. Та же участь ожидает самозванку. Хотя, по историческим данным, она умерла за 2 года до этого наводнения в Санкт-Петербурге в 1777 году.

Эта картина – отражение особенного чувства цвета Флавицкого: мрачные стены, темно-красное с белым платье. И на фоне того – изумруд воды и льющийся с улицы свет. И здесь – галерея контрастов: светлого, бархатного прошлого с черным, ледяным, страшным настоящим.

Полотно “Княжна Тараканова” выставили в Академии художеств в год его написания – 1864. Публика крайне оценила картину, император же воспринял более чем сдержанно. Тем не менее, живописец получил звание сразу профессора этой академии, не становясь академиком.

Директор Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого, заслуженный работник культуры РФ Кирилл Владимирович Застрожный
Директор Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого, заслуженный работник культуры РФ Кирилл Владимирович Застрожный, фото: ar.culture.ru

Эта картина экспонировалась в сопровождении другого произведения – х/ф “Тайна старинной картины”. Мероприятие прошло в филиале Пензенской галереи, Музее одной картины, в 2016 году.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x