Название | Корабль дураков |
Страна, художник | Нидерланды, Иероним Босх |
Год | 1495-1500 |
Жанр | Религиозная сцена, аллегорическая живопись |
Стиль | Возрождение, Северное Возрождение |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 58 см. х 33 см. |
Верхняя часть от несохранившегося до наших дней триптиха, полотно «Корабль дураков» одно из наиболее популярных произведений голландского готического живописца. Нижней частью триптиха была картина «Аллегория чревоугодия и сладострастия».
Корабль в картине традиционно символизирует веру, религию, ведущую души людские в небесное пристанище. В этом корабле, кроме крестьян изображены еще и монах с монахиней, как показатель падения нравов как среди простых прихожан, так и служителей Господних. В густой листве затаилась сова. Монахиня открыла рот, не то в песне, под лютню, на которой играет, не то в стремлении откусить кусок от подвешенного на веревке хлеба.
Поют с монахиней вместе еще несколько человек, один – почти бросив в воду гигантский половник, второй широко раскрыв рот и расставив руки в стороны.
Лютня здесь изображена как символ женского полового органа, соответственно играть на ней – означает развратничать. Тарелка с ягодами и винный кувшин за бортом обозначают грех любострастия. Чревоугодие представлено в нескольких персонажах: первый тянется ножом до верхушки мачты, чтобы срезать оттуда жаренного гуся, второй переклонившись за борт задыхается в приступе рвоты, а третий все с тем же половником вместо весла.
Монахи продолжают распевать песни под лютню, не замечая того как их кораблю Церкви уже превратился в Корабль Грехов без штурвала и парусов тянущий всех пассажиров прямо в ад.
Мачта этого корабля настоящее живое дерево с листьями, а сломанная ветка – штурвалом. Существует предположение, что дерево это праздничное, церковное, вокруг которого водят хороводы встречая весну. А весна, в свою очередь – время года, когда больше всего грешат как миряне, так и духовенство.
Всем здесь правит шут с бубенчиками на одежде. Фигура дурака, сидящего от всех поодаль с маской на палке, символизирует людские слабости, независимо от того миряне это или люди Господни.
В Лувре хранится точно такой-же как и картина, рисунок с таким же названием, эскизом который, назвать очень трудно. Он является законченным смысловым произведением, или репетицией. Некоторые искусствоведы предполагают, что ничего особенного Босх не имел ввиду, когда его рисовал, это просто была подготовка одноименной гравюры.
В тысяча девятьсот восемнадцатом году картину передали в Лувр, где она хранится и сегодня.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub