Название | Крещение Христа |
Страна, художник | Италия, Джотто ди Бондоне |
Год | 1305 |
Жанр | Библейский сюжет |
Стиль | Возрождение |
Находится | Капелла Скровеньи, Падуя, Италия |
Материалы | фреска, темпера |
Размеры | 200 см. х 185 см. |
Фреску «Крещение Христа» написал итальянский художник Джотто ди Бондоне в 1305 году. Она относится к циклу сцен из жизни Иисуса Христа, украшающих стены капеллы дель Арена в Падуе.
Новый Иисус в спорной композиции
Автор разработал кардинально новый подход к изображению пространства, и большинство его работ отличаются правдоподобностью, тщательной проработкой каждой детали и невероятной продуманностью.
«Крещение Христа» полностью соответствует нормам канонической иконографии, но стилистические принципы художника в ней угадываются с трудом. Вода, в которую до пояса погружен Иисус выглядит совершенно оторванной от реальности, и законы оптики будто бы совершенно ее не касаются. Более того, окружая фигуру Христа, она не затапливает скалы. Многие считают это серьезным просчетом Джотто, который к таким мелочам всегда относился с вниманием.
Другие предполагают, что это лишь проявление неповторимой манеры художника, и водная гладь призвана разделять Христа и других персонажей. И несоответствие линии берега и уровня воды, и симметричные скалы по обеим сторонам — все это должно подвести зрителя к центру картины, главной мысли. Так, считают исследователи, выражается умение художника находить и выделять главное по смыслу в любой композиции.
Но в исполнении фрески сложно не заметить поразительную четкость линий, ясность контуров и множественные контрасты. Даже неподвижные объекты приобретают естественность и изящество. Так, светлые скалы противопоставляются темно-синему небесному своду, и небо контрастирует с водной гладью. Джотто выбирает яркие, насыщенные цвета и таким образом привлекает внимание зрителя, оживляет обычные иконографические детали.
Итак, в центре действия находится Иисус Христос, и, отдавая дань традициям, над его головой художник изображает парящего Бога-Отца в лучах света. Справа от Христа стоит Иоанн Креститель, и, чтобы уравновесить композицию, на левый берег Джотто помещает троих ангелов с полотенцами в руках.
Художник, не изменяя своей обычной манере, привносит в канонический сюжет нечто новое и свежее, даже необычное для тех времен. В Падуе его работы можно увидеть и по сей день.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub