Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

 

Картина «Купчиха за чаем». Борис Кустодиев, 1918 год
«Купчиха за чаем». Борис Кустодиев, 1918 год
Название Купчиха за чаем
Страна, художник Россия, Борис Михайлович Кустодиев
Год 1918
Жанр Натюрморт, жанровый портрет
Стиль Реализм
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло
Размеры 120 см. х 120 см.

«Купчиху за чаем» Кустодиева можно назвать визитной карточкой художника и его самым известным произведением. В этом жизнерадостном полотне столько света и жизнелюбия, что сложно даже представить, что написано оно было человеком, находящимся в инвалидном кресле. Автор воплощает свою давнюю затею: изобразить купеческое чаепитие, посередине которого восседает русская пышнотелая красавица. Купеческие дамы – это олицетворение мечтания русского человека о радостных моментах, жизни без голода и безбедном существовании.

Ранешние критики относились к картине как к карикатуре на купечество. Только спустя несколько лет все поняли, что данное полотно – личная история художника. Любимый женский образ автора – это женщина в самом расцвете сил, красивая, со складочками на дородном теле, в которой сосредоточено крепкое здоровье и любовь к жизни. Именно такие образы мы будем наблюдать и на других картинах автора.

Галина Адеркас – баронесса, жившая в одном городе с Кустодиевым и согласившаяся стать героиней его полотна. Женщина обладала пышными формами, и это как раз было то, что нужно художнику. Нельзя с точностью называть произведение портретом, так как формы тела женщины в несколько раз были увеличены, а она сама стала взрослее. Цветущая женщина является как бы воображаемым другом автора, представляя собой родину, которой он был полностью лишен, но с трепетом и грустью вспоминал.

В зеркале горячего самовара мы не находим революционные пожарища, громкий залп известного крейсера «Авроры» не омрачает этого чудесного дня, можно лишь услышать, как кто-то помешивает кружку чая. Эту картину отличает впечатляющая сила и гармоническая цельность. Особа, сидящая за ломящимся от различных кушаний столом, смотрит куда-то в сторону небесно-голубыми очами, в которых нет даже намека на печаль.

Большая смысловая нагрузка достигается за счет трущегося ленивого кота о плечо хозяйки, купеческой четы, попивающей чай на соседском балкончике, изображенного позади города, с поднимавшимися к небу церквушками, и, естественно, гастрономического натюрморта, выписанного Кустодиевым очень подробно и реалистично. Чувствуешь аромат сочного, разрезанного на части арбуза с твердыми косточками внутри, свежеиспеченного кекса, булочек, спелых фруктов, вкусом которых еще предстоит насладиться героине полотна.

Картина вызвала одобрения критиков, а сам образ получился монументальным и запоминающимся, и снова автор воплощает идею о быстротечности и мимолетности. Тогдашняя Россия должна была стать в представлении живописца именно такой: богатой и здоровой.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x