Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»

 

Картина «Масленица». Борис Кустодиев, 1919 год
«Масленица». Борис Кустодиев, 1919 год
Название Масленица
Страна, художник Россия, Борис Михайлович Кустодиев
Год 1919
Жанр Жанровая сцена, городской пейзаж
Стиль Реализм
Находится Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло
Размеры 71 см. х 98 см.

Как почитателей таланта Бориса Кустодиева, так и критиковавших было много: кто-то восхищался удачно подобранными красками, кто-то видел в картинах подлинную народность, но были и те, кто резко критиковали все его творчество за сильную схожесть с манерой Репина. Большая ярость была брошена на «Масленицу» 1916 года, но сам Репин и заступился за художника.

Лубочный жанр был одним из любимых жанров Кустодиева, по этой причине картины отличаются красочностью, многообразием и весельем. Любое произведение является событием, в котором принимают участие и народ, и архитектура, и пейзаж, при этом у каждого объекта своя эмоция. Масленица – излюбленная тема живописца, именно к ней он несколько раз обращался в 1916, 1919 и 1920 годах. Картина 1919 года была написана больным художником, но, несмотря на это, в ней полно радости и жизнелюбия.

Динамика картины бешеная: вот сани, которые несутся по хрустящему снегу, прекрасные лошади, торговец сладостями, изумленно смотрящий на тройку коней, шумный народ справа, ребенок с санками. Все объекты картины расположены по театральному принципу. Церковь стоит строго посередине, это можно объяснить высокой степенью религиозности русских людей, и несмотря на ее расположение позади празднества, она поднимается над городишком.

Картина красочная, необычная, и примитивные мазки не мешают ей считаться идеалом народного гуляния. Насыщенный зеленый, красный, желтый, синий добавляют сочности и свежести широкому полотну. Снежок и тот имеет яркие отблески. Торжественность вносят наличие желтого дома, театра и желтых куполов. Всю пышность немного разбавляет коричневый оттенок одеяний и домика слева.

То, как расписаны сани, детали красивых нарядов, шествующая знать, создает атмосферу радости, распространяющейся на всех героев. Кажется, что все забыли о своих делах – здесь и сейчас нужно только веселится и праздновать. Многие жители в ожидании увидеть актеров театра. Театр покажет всем желающим забавные сцены из жизни и подарит отличное настроение на весь день.

Герои картины отличаются многогранностью. Лихой молодой человек, шепчущий девушке, покрасневшей от смущения, ласковые слова, бородатый кучер в купеческой упряжке, который лихо вскинул кнут, люди, наряженные в богатые шубы, ведущие неспешные разговоры. Отрицательные персонажи здесь отсутствуют, и то, кажется, если бы здесь и были такие, то всеобщая атмосфера радости обуяла б их, осветив их мрачные лица. Художник целенаправленно не создавал конкретных образов, он стремился к обобщенному народному образу, который не чурается простых человеческих желаний.

Розовые лучи пылающего солнца отражают кульминацию праздника провинциального города. Все разнообразие образов и палитра цветов дает нам право сравнивать все происходящее с музыкальной шкатулкой, в которой присутствуют диковинные мотивы. Кустодиев был последним из тех, кто писал на такие позитивные и яркие сюжеты.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] Борис Кустодиев «Масленица» […]

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x