Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда»

Картина "Мона Лиза". Леонардо да Винчи, 1503-1519 годы
«Мона Лиза». Леонардо да Винчи, 1503-1519 годы
Название Портрет госпожи Лизы дель Джокондо; Мона Лиза; Джоконда
Страна, художник Италия, Леонардо да Винчи
Год 1503 -1519
Жанр Портрет
Стиль живопись эпохи Возрождения
Где хранится Музей Лувра, Париж
Материалы ломбардский тополь, масло
Размер 76,8 × 53 см

«На нее можно было смотреть как на нечто более божественное, чем человеческое». — Джорджо Вазари

«Мона Лиза» является одним из самых известных произведений искусства в мире. Картина, написанная Леонардо да Винчи около 1503-1519 годов маслом на тополе, является настоящей культурной иконой, которая пронеслась через века и дошла до каждого зрителя. Тайны — реальные и предполагаемые -, скрывающиеся за этой картиной и изображенным на ней предметом, питали художественную и нехудожественную литературу, усиливая славу полотна и делая его, возможно, самым известным портретом в истории.

История, происхождение

Объект портрета исторически идентифицируется как Лиза Герардини, известная как Монна — уменьшительное от Мадонна — Лиза, жена итальянского дворянина и купца Франческо дель Джокондо: от этой супружеской связи происходит прозвище Джоконда по отношению к женщине. В исторический период, связанный с созданием картины, Леонардо фактически в третий раз останавливался во Флоренции и был гостем в некоторых домах, принадлежавших семье Герардини, недалеко от Палаццо Гонди.

Личность Джоконды

Сама личность изображенной на картине женщины, помимо достоверных исторических подтверждений из различных источников, также вызывает споры. Надежными подтверждениями являются свидетельства историка Вазари, который прямо упоминает Мону Лизу Герардини в качестве модели для портрета, и документ 1525 года, в котором «Джоконда» числится среди владений Джан Джакомо Капротти, более известного как Салаи, ученика Леонардо и его спутника во многих странствиях.

Однако не все историки согласны с этой неофициальной версией и выдвигают несколько других вариантов: наиболее известные хотят, чтобы объектом, изображенным на Моне Лизе, была Катерина Сфорца или мать самого Леонардо Катерина Бути дель Вакка. Или герцогиня Миланская Изабелла Арагонская, дочь Людовико иль Моро Бьянка Джованна Сфорца или Пачифика Брандани, любовница Джулиано Медичи.

Композиция

Созданная с использованием техники сфумато — художественного приема, который позволил Леонардо придать большую однородность, связав тело Моны Лизы с пейзажем позади нее плавно и без отрыва, — «Мона Лиза» изображает женскую фигуру, сидящую в трех четвертях от левой стороны холста. Лицо женщины расположено фронтально по отношению к остальному телу и окружено локонами слегка волнистых черных волос, покрытых легкой вуалью. Центральным элементом лица является знаменитая улыбка. Одежда — чисто XVI века: халат, украшенный мелкими спиральными узорами у выреза, оставляющий декольте неприкрытым.

Сложная композиционная схема позволяет женщине быть подвижной и оживленной в рельефе: бюст, руки и лицо вращаются в разных направлениях, не позволяя картине впасть в типичный для портретов застой и придавая «Моне Лизе» беспрецедентную жизненную силу, от которой также исходит вечная энергия глаз и улыбки.

Пейзаж

За объектом «Моны Лизы» скрывается ярко выраженный натуралистический пейзаж: на заднем плане — водоем, окруженный горами и растительностью. Пейзаж характеризуется прежде всего тем, что он не однороден, «Мона Лиза» делит его на два разных уровня. Происхождение самого фона трудно определить: многие предполагают, что это тосканский ракурс, возможно, место, где река Арно пересекает сельскую местность Ареццо. Этот тезис, подкрепленный сходством моста, изображенного на правой стороне, с мостом, пересекающим реку в Буриано, не находит единодушного отклика у ученых, которые, среди самых разрозненных гипотез, одобряют возможность того, что это смесь мест, посещенных художником во время его путешествий и идеализированных здесь.

«Мона Лиза» и Франция

Отношения между «Моной Лизой» и Францией очень давние и сохранились до наших дней благодаря известному местонахождению картины в музее Лувр. Именно Леонардо да Винчи привез картину в 1517 году в заальпийские земли, после чего она попала в руки короля Франциска I, хотя неясно, был ли это спонтанный подарок художника или продажа, осуществленная при посредничестве Салади после смерти художника.

В течение времени «Мона Лиза» несколько раз меняла местоположение, оставаясь в пределах Франции: сначала Людовик XIV перевез картину в Версаль, затем в результате Французской революции она стала частью коллекции Лувра. В 1802 году Наполеон вступает в прямое владение картиной, перенося ее в свою спальню, а через два года возвращая в музей. Больше картина не перемещалась, за исключением отдельных исключительных моментов во время франко-прусской или Второй мировой войны — когда ее перевозили в различные безопасные места для защиты — или для коротких выставок по всему миру.

Кража

Любопытное исключение из неизменности «Моны Лизы» в Лувре связано со знаменитой кражей в 1911 году, когда ее похитил бывший сотрудник Винченцо Перуджиа, стремясь «вернуть картину в Италию». Работа была найдена два года спустя, когда Перуджа совершил ошибку, перепродав ее антиквару во Флоренции, который вместе с директором Уффици оповестил власти. После этого «Мону Лизу» возвращают во Францию, но не раньше, чем она отправляется в выставочный тур, который охватывает Флоренцию, Милан и Рим.

Подражатели

Слава «Моны Лизы» породила не только безграничное количество экспертиз и трактатов, но и подражаний и ссылок. Если вернуться к античности, то с ней связаны такие картины, как, например, швейцарская «Мона Лиза» — или «Мона Лиза из Айлворта», по названию аристократической мастерской, где она была куплена, — изображающая девушку моложе известной темы и неофициально приписываемая самому Леонардо да Винчи. Другой пример — «Мона Лиза» в Прадо, которая считается работой ученика художника.

Вахроль, Ботеро и Баския — вот лишь некоторые из наиболее известных художников, которые отдали дань уважения этой работе самыми разными способами в длинном и увлекательном списке. Переходя к настоящему времени, отметим, что татуированная версия «Моны Лизы», созданная в 2020 году испанским художником Tatimoons, вызвала большой интерес в социальных сетях и за их пределами, свидетельствуя о том, что культурное наследие «Моны Лизы» неисчерпаемо и, прежде всего, неподвластно времени.

10 удивительных и необычных фактов о картине

  1. «Мона Лиза» была настолько важной для Леонардо да Винчи, что он носил ее с собой везде, даже в последние годы своей жизни.
  2. Эта картина имеет необычную оптическую иллюзию, известную как «эффект Мона Лизы», который делает взгляд кажущимся изменяющимся, когда вы меняете свое местоположение перед картиной.
  3. В 1911 году «Мона Лиза» была украдена из Лувра и пропала на два года, пока ее не нашли в Италии. Это было одним из самых известных художественных ограблений в истории.
  4. В 1956 году картина стала объектом атаки кислотой, которую бросил на нее бывший работник Лувра, повредив ее. После этого были проведены длительные работы по восстановлению.
  5. Существуют теории о том, что «Мона Лиза» на самом деле является автопортретом Леонардо да Винчи, который он создал в женском обличии.
  6. У «Моны Лизы» нет видимых бровей или ресниц на картинах, что было стилистическим выбором да Винчи и добавляет ее загадочности.
  7. В некоторых исследованиях было выявлено, что лицо «Моны Лизы» имеет сходство с лицом Леонардо да Винчи, что добавляет загадочности к идентичности модели.
  8. Перед камерами Марса, отправленными NASA, была размещена копия «Моны Лизы» как символ человеческого творчества и культуры.
  9. Картина стала источником вдохновения для многих художников, писателей, музыкантов и кинорежиссеров на протяжении столетий, что подчеркивает ее беспрецедентное влияние на искусство и культуру.
  10. «Мона Лиза» остается одной из самых загадочных и известных картин в мире, продолжая привлекать внимание и вдохновлять людей по всему миру.

Стоимость

«Мона Лиза» стала рекордсменом Гиннесса в 1962 году за самую высокую известную страховую оценку картины — 100 миллионов долларов, что на сегодняшний день составляет не менее 870 миллионов долларов. Учитывая, что картина считается невосполнимой, она, вероятно, стоит больше.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Автор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
5 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей
9 месяцев назад

ЛуРВ, исправьте )

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x