Название | Московский дворик |
Страна, художник | Россия, Василий Дмитриевич Поленов |
Год | 1878 |
Жанр | Городской пейзаж |
Стиль | Реализм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 64,5 см. х 81 см. |
Изображение городского пейзажа сделало Поленова одним из популярнейших художников своего времени. Идиллическая Москва со стройной архитектурной красотой церквушек, патриархальный повседневный быт, покосившийся сарайчик, уживающийся с шатровой колокольней, наличие важно ступающих кур, сушащегося белья, тянущихся к небу деревьев, весело резвящихся детишек, громко ревущего ребенка, двухэтажного особняка с зеленеющей лужайкой — все это мы находим в пронизанной солнечными лучами воздушной среде. Художник обращается к пленэрной живописи, показывая богатое разнообразие красок, игру светотеней.
К изображению типичного старого московского дворика в летнее время, когда солнце пока не поднялось высоко над крышами домов, а дети не разбежались по домам, художника подтолкнула тяга к пейзажу. Интересно то, что картину с изображением Москвы пишет человек, родом из Петербурга, по факту не знавший толком города. Живописец нашел хмурую и неуютную квартиру, как ему показалось на первый взгляд, вблизи Арбата, и уже был готов отказаться от нее, пока не посмотрел в окно, где его ищущий сюжет для картины внимательный глаз заинтересовался внутренним двориком с постройками и куполами. Тогда-то Поленов понял: он нашел то, что искал.
Существует версия, что в 1877 году была написана не картина, а лишь вертикальный формат с другим ракурсом, а возвращение к полотну было год спустя. Здесь мы уже можем наблюдать значительное расширение композиции, людей. Но самое главное – это свет, реальное ощущение теплого воздуха и красоты, передающейся всем зрителям полотна.
Живописца никогда не посещала мысль о создании им шедевра, сам он даже извинялся за свое творение, но полотно стало символом города и даже тиражировалось на марках. Проявление колористического мастерства Поленовым мы наблюдаем в написании крыш: светло-голубые с изумрудным блеском крыши играют главную роль в создании тонкого и плавного перехода от травы на переднем плане к синему небу.
Солнечный свет пронизывает дворик в один из самых обычных дней. Трава, устланная по двору, играет всевозможными оттенками. Оживление дворика достигается путем плывущих перистых облаков, поднимающегося солнца, которое зажигает купол церкви. Наличие на задней стороне пятиглавой церкви Преображения Господня указывает на религиозность русского народа. Кстати, эту церковь можно увидеть и сейчас. Неподалеку от сарайчика стоит лошадь в ожидании владельца. Справа виднеется дорожка, которая ведет к особнячку, рядом с которым молодая женщина, скорее всего, крестьянка, несет ведро. От картины веет радостью и счастьем, а другого быть и не может, так как Поленов считал, что искусство должно приносить лишь радость.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub