Название | «На бульваре» |
Страна, художник | Россия, Константин Егорович Маковский |
Год | 1887 |
Жанр | Групповой портрет, жанровая сцена |
Стиль | Академизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 54,2 см. х 69 см. |
Константин Егорович Маковский — русский художник-передвижник, известный своими портретами и историческими полотна. В своей картине «На бульваре» автор поднимает острую социальную проблему, появившуюся в России после отмены крепостного права. Деревни нищали, в поисках заработка мужчины покидали родные дома и отправлялись в города. Этот процесс назывался «раскрестьяниванием деревни». Из-за этого целые деревни умирали, оставшись без мужской силы, а разлученные семьи разваливались.
На холсте изображена одна из таких семей. Действие происходит в Москве на Сретенском бульваре – в девятнадцатом веке там располагались фабрики и потому гуляли рабочие. На лавочке сидят двое: подвыпивший мужчина играет на гармошке, рядом с ним несчастная съежившаяся девушка с младенцем на руках. Эта странная пара – муж и жена. Молодая женщина приехала из деревни на свидание к своему супругу, который теперь живет и работает в большом городе. С собой она взяла их новорожденного ребенка, чтобы показать его отцу. Но как оказалось – ему нет до них никакого дела. Более того, парень чувствует раздражение: он нарядился в красную рубаху, почувствовал себя городским, а тут приехала жена-деревенщина в своей бедной износившейся одежде, портит его выходной день да позорит перед товарищами. Супруг даже пытается сделать вид, что они не знакомы: нацепил на лицо безучастное выражение, а нетрезвый равнодушный взгляд направил вдаль.
А на лице девушки написано бесконечное отчаяние и скорбь. Она долго копила деньги, с трепетом ожидала этой встречи, а вместо родного мужа увидела совершенно чужого человека. Ее мир в этот момент рухнул, ведь она осознала, что осталась одна с грудным ребенком на руках. Ведь супруг теперь никогда не захочет вернуться в опостылевшую деревню, а ее к себе не позовет – зачем ему лишняя обуза. Боль от этого горького осознания написана на ее сером исхудавшем лице.
Окружающий мрачный осенний пейзаж лишь подчеркивает трагичность сцены. Деревья стоят совсем голые, а ветер переносит опавшие листья с места на место. Небо нахмурилось тучами, из которых вот-вот хлынет дождь – как слезы из глаз отчаявшейся девушки.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub