Описание картины Александр Дейнеко «Оборона Севастополя»

 

Картина «Оборона Севастополя». Александр Дейнеко, 1942 год
«Оборона Севастополя». Александр Дейнеко, 1942 год
Название Оборона Севастополя
Страна, художник Россия, Александр Александрович Дейнеко
Год 1942
Жанр Батальная сцена, историческая сцена
Стиль Соцреализм
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы холст, масло
Размеры 200 см. х 400 см.

Решение написать эту картину пришло к художнику, когда он увидел в газете снимок разрушенного Севастополя. Дейнеко писал, что очень любил этот город прежде, а теперь от него остались одни руины. Это больно ранило художника, и на следующие шесть месяцев он с головой погрузился в написание полотна.

Для произведения он выбрал не конкретный исторический эпизод, а изобразил скорее символическую битву. Все в работе построено на контрастах. Представлена набережная бывшего курортного города: море почернело от сажи, небо затянуто гарью и красными отблесками взрывов. Полуразрушенные дома, прежде белые, а теперь покрытые черной копотью, теряются за этой кровавой дымовой завесой. С воздуха атакует самолет-истребитель, а между фигур моряков виден танк.

На втором плане происходит схватка между советскими моряками в белых одеждах и черными фашистами. Двое врагов уже лежат поверженные, но среди красноармейцев нет погибших или раненых. Художник демонстрирует силу и превосходство русских моряков над немецкими солдатами.

На первом плане изображена ключевая фигура моряка. Он победил в рукопашной схватке противника, а теперь готовится бросить связку гранат, чтобы обезвредить наставленные на него фашистские штыки. Художнику удалось передать пружинистость его позы, напряжение мышц, сосредоточенное внимание на лице. Из рассеченной щеки льется кровь, но он в пылу боя даже ее не замечает.

Картина «Оборона Севастополя». Александр Дейнеко, 1942 год в Русском музее
Картина «Оборона Севастополя» в Государственном Русском музее. Александр Дейнеко, 1942 год

Для большей выразительности Дейнеко использует сильные композиционные приемы. Фигуру матроса он смещает влево, чтобы усилить реалистичность происходящего – так зритель чувствует себя участником событий. При этом, в теле главного героя читается диагональ: она начинается от его левой ноги и уходит к рукам, держащим гранаты. Согласно композиционным правилам, диагональ, направленная вдаль от зрителей – это символ победы. Автор верит в торжество русской армии над фашистами и убеждает в этом всех, кто смотрит на его произведение.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
3.7 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x