Название | Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа |
Страна, художник | Джотто ди Бондоне |
Год | 1306 |
Жанр | Фреска, религиозная живопись, библейский сюжет |
Стиль | Возрождение |
Находится | Капелла Скровеньи, Падуя |
Материалы | Штукатурка, краски |
Размеры | 185 см. х 200 см. |
Фреска для Капеллы Скровеньи стала самой знаменитой работой итальянского художника Джотто ди Бондоне. В своей живописи он отказался от Византийского канона, тем самым открыв множество новых приемов и живописных возможностей. Он становится основателем нового религиозного сюжета – пьеты (оплакивания), который вскоре станет ключевым мотивом творчества итальянских художников.
Основной отличительной чертой произведения является повествовательность сюжета, его драматургическое разворачивание во времени. Большое внимание Джотто уделяет эмоциональной составляющей: он пытается передать как по-разному реагируют на происходящее все участники истории. Скорбь Богородицы молчаливая и безутешная. Другие женщины отчаянно заламывают руки, не в силах смириться с трагедией. У ног Иисуса рыдает Мария Магдалина.
Никодим и Иосиф Аримафеский, изображенные справа, реагируют стоически, храня печаль в своем сердце. Фигура Иоанна Богослова с распростертыми напоминает образ распятого Христа на кресте.
Основное отличие от византийской живописи состоит в том, что прежде позы и жесты имели сугубо символический смысл, теперь они выражают чувства и эмоции, при чем с небывалой для четырнадцатого века реалистичностью.
Кроме этого, ценность фрески Джотто заключается в том, что живопись обосабливается от религии: она становится самостоятельной ценностью, а не только служит для иллюстрации библейских сцен.
Художник экспериментирует также с композицией. Он впервые разделяет смысловой и геометрический центры, и выносит первый в левый нижний угол, туда, где изображены лица Спасителя и Девы Марии. Именно к этому композиционному центру сходятся все линии рисунка – склон скалы, тела скорбящих и взгляды порхающих ангелов. Благодаря этому картина обретает логичность и целостность.
Особым образом решена цветовая гамма произведения. Художник намеренно наполняет фреску цветом: голубизна неба и розовые, зеленые, синие одежды контрастируют с мертвенной бледностью обнаженного тела Иисуса. Его кожа буквально сливается с камнем стоящем на заднем плане – это значит, что Спаситель уже не принадлежит этому миру, он отправился в мир лучший.
По сравнению с последующими «Оплакиваниями» художников эпохи барокко и Возрождения, данная фреска может показаться незрелой, наивной. Но она является прорывом, определившим развитие европейской живописи в дальнейшем.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub