Название | Павлинья юбка; Павлинье платье; Юбка-павлин |
Страна, художник | Англия, Обри Бердслей |
Год | 1893 |
Жанр | Литературная живопись |
Стиль | Модерн |
Находится | Музей Витории и Альберта, Лондон; Художественный музей Фогга, Гарвард |
Материалы | перо, тушь, гравюра, дерево, фотоцинкография |
Размеры | 17,8 см. х 12,7 см. |
Картину “Павлинья юбка” написал английский художник-график Обри Бердслей в 1893 году в качестве иллюстрации к пьесе близкого друга художника, Оскара Уайльда.
Вдохновение японскими гравюрами
Пьеса «Саломея», состоящая из одного акта, стала источником вдохновения для серии из десяти иллюстраций. «Павлинья юбка» занимает в этой серии второе место и привлекает внимание утонченностью и изяществом, вдохновленным японской эстетикой.
На иллюстрации изображены две женщины, из которых центральной фигурой выступает Саломея — иудейская принцесса. Ее образ поражает своей роскошью: длинный халат, украшенный павлиньими перьями, делает ее облик величественным и загадочным. Павлин, находящийся за ее левым плечом, словно символизирует ее королевскую гордость и элегантность.
На голове Саломеи — изысканная корона, украшенная павлиньими перьями, некоторые из которых настолько длинные, что их концы касаются пола, подчеркивая богатство и изящество ее облика. Эта деталь не только дополняет общий наряд, но и делает его более театральным, усиливая визуальный эффект.
Юбка принцессы — отдельный шедевр. Она богато расшита сложными узорами, инкрустирована драгоценными камнями и декорирована перьями. Именно этот наряд становится символом статуса и влияния Саломеи, демонстрируя, что она не просто девушка при дворе, а человек, обладающий властью и богатством.
Через детали и композицию «Павлинья юбка» передает не только роскошь, но и легкость, свойственную японским гравюрам. Художнику удалось создать образ, который одновременно очаровывает и завораживает своей многослойностью.
Принцесса разговаривает со второй девушкой. Вероятнее всего, это одна из многих молодых сирийских девушек, которые часто были упомянуты в пьесе Уайльда. Это девушки с андрогинным лицом, волосатыми мужскими коленями, но со сложным прическами, чаще всего одетые в длинные плиссированные туники. Они были служанками, развлекали знатных дам, одевали их и причесывали.
В верхнем правом углу можно увидеть непонятный иероглиф. Это подпись Обри Бердслея, выполненная с помощью параллельных линий. Картина выполнена в стиле графический модерн с использованием изогнутых линий. Бердслей вдохновлялся японскими гравюрами, где такие линии — не редкость. Стоит упомянуть, что для изображения этой картины художник использовал лишь перо и чернила, которые сейчас хранятся в музее Гарвардского университета, как и сама картина. Она была перенесена на дерево гравюрой, которая находится в Музее Виктории и Альберта, в Лондоне.
Стили повлиявшие на развитие искусства рекламного плаката Ар-нуво и его влияние
Мир искусства конца XIX и начала XX века был наполнен поиском новых форм и идей, которые стремились выразить дух своего времени. Это было время, когда эстетика радости и изысканности находила свое отражение в работах художников, архитекторов и графиков. Молодой Обри Бердслей стал одним из тех, чье творчество изменило восприятие иллюстраций, придавая им рукописный характер и сложные композиции.
Особое место в этом культурном движении занимала павлинья комната, которая, подобно произведениям Джеймса Уистлера, соединяла элементы искусства и архитектуры в гармоничное целое. Интерес к графике и иллюстрациям был огромным, и такие мастера, как Альфонс Муха, вдохновляли своими работами целое поколение художников. Выставки в Великобритании и России, включая экспозицию «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в ГМИИ им. Пушкина, лишь усилили влияние этих идей.
Иллюстрации к произведениям Оскара Уайльда, в частности «Пьеро с юбкой из павлина», показали уникальный стиль Бердслея, который был признан за свою дерзкую графику и новаторский подход. Его творчество стало символом модерна, а билеты на выставки пользовались большим спросом, привлекая внимание как к самому автору, так и к последним достижениям искусства.
Ар-нуво и его влияние на плакатное искусство
В начале XX века графика и изобразительное искусство приобрели новый облик, вдохновленный эстетикой ар-нуво. Этот стиль отличался рукописными линиями, плавностью форм и богатством орнаментов. В его основе лежало стремление объединить красоту и функциональность, что особенно отразилось на работах художников, создававших афиши и иллюстрации.
Роль художников ар-нуво
Такие мастера, как Обри Бердслей, чьи работы вдохновляли художников в Великобритании и за её пределами, внесли огромный вклад в развитие афиш и плакатов. Его иллюстрации к произведениям Оскара Уайльда, включая знаменитого «Пьеро с юбкой из павлина», стали символом утончённости стиля. Бердслей, родившийся в Вашингтоне, своими уникальными композициями оказал огромное влияние на художников всего мира.
Эстетика радости и роскоши
Элементы ар-нуво можно было увидеть в графике билетов, афиш и иллюстраций, где гармония линий и внимание к деталям подчёркивали радость жизни. Павлинья комната Уистлера, а также экспозиции в ГМИИ им. Пушкина в России стали яркими примерами наследия этого направления. Эти произведения искусства не только служили украшением, но и вызывали интерес к современному модерну.
Плакаты и афиши, созданные в духе ар-нуво, стали неотъемлемой частью рекламной культуры, подчеркивая её связь с изысканным искусством и роскошью. Они задали новый взгляд на графическое оформление, объединив в себе практичность и эстетику.
Модерн и графика Обри Бердслея
Графика конца XIX века была на пике трансформации, отражая эстетику нового времени. В её основе лежала гармония рукописных линий, внимание к деталям и экспериментальная смелость. Молодой Обри Бердслей стал символом этого направления, предложив взгляд на искусство, где сочетались изысканность и провокация.
Графические шедевры Бердслея
Иллюстрации Бердслея к произведениям Оскара Уайльда, включая его знаменитого «Пьеро с юбкой из павлина», вызвали огромный интерес в Великобритании и за её пределами. Эти работы были настоящим вызовом традициям, демонстрируя, как графика может быть не только украшением, но и выражением идеи. Его иллюстрации находили место на выставках и в коллекциях, таких как экспозиции в ГМИИ им. Пушкина в России.
Эстетика модерна и её влияние
Вдохновение Бердслея находило отклик у других художников модерна. Такие мастера, как Альфонс Муха, создавали произведения, где каждая деталь говорила о радости и роскоши. Павлинья комната Джеймса Уистлера, украшавшая столовую, стала образцом слияния графики и архитектуры. Этот стиль нашел отражение и в билетах, афишах и иллюстрациях, задав новые стандарты для искусства.
Модерн, вдохновленный такими мастерами, как Бердслей, был не только эпохой красоты, но и периодом, когда художники исследовали границы возможного, открывая новые горизонты для творчества.
«Оскар Уайльд и Бердслей» в ГМИИ
Выставки, посвящённые творчеству Обри Бердслея и его сотрудничеству с Оскаром Уайльдом, привлекли огромное внимание как знатоков, так и любителей искусства. Экспозиция в ГМИИ им. Пушкина позволила взглянуть на работы молодого художника в новом контексте, подчеркнув влияние модерна и эстетики ар-нуво на графику и иллюстрации.
Иллюстрации Бердслея к комедиям Уайльда, включая изысканные композиции и тонкую рукописную графику, были настоящим прорывом в искусстве. Эти работы, созданные в Великобритании, показали не только мастерство самого художника, но и его глубокое понимание стиля эпохи. Павлинья комната, созданная по проекту Уистлера, и афиши Альфонса Мухи подчеркивали общую эстетику, которую Бердслей сделал центральной в своих иллюстрациях.
Выставка в России стала не только культурным событием, но и важной точкой для переосмысления роли модерна в искусстве. Билеты на эту экспозицию пользовались огромным спросом, подтверждая интерес к произведениям Бердслея, его взгляду на искусство и влиянию на художников своего времени.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub