Описание картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге

 

Картина "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". Николай Ге, 1871 год
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Николай Ге, 1871 год
Название Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Страна, художник Россия, Николай Николаевич Ге
Год 1871
Жанр Историческая живопись
Стиль Реализм
Находится Государственная Третьяковская галерея
Материалы холст, масло
Размеры 136 см. х 173 см.

Картину “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе” написал русский художник Николай Ге в 1871 году.

Психологическое изображение драмы в истории России

Ее идея родилась к экспозиции “передвижников”, к приближающемуся юбилею Петра I. Однако была приобретена прямо из мастерской П.Третьяковым еще до выставки.

У полотна есть несколько дублей кисти самого Ге. Дело в том, что уже в галерее ее приглядел Александр II и автора попросили написать копию для первого покупателя. Но художник захотел получить на то его согласие. В итоге, из двух картин копию получил именно Александр II.

Интерьер петергофского Монплезира, Петр I и его сын. Государь сидит в багровом бархатном кресле, Алексей Петрович стоит по другой угол стола.

Исторически царевич, отвергая жестокий стиль реформ отца, сбежал в Европу, откуда был возвращен в статусе захватчика власти всея Руси. С ведома отца помещен в Петропавловскую крепость, где скончался от истязаний.

Лица персонажей на полотне спокойны, но души их бушуют. Вероятно уже состоялся жаркий разговор, еще более убедивший Петра I в сыновней измене. Об этом могут свидетельствовать бумаги на столе. Задерживая вынесение приговора, отец всматривается в лицо царевича, надеясь встретить там раскаяние. А тот молча потупил глаза, уверенный, что смертный приговор ему не грозит.

Очень интересна композиция светотени, четко разделяющая героев. Царевича озаряет много более мертвенный свет, что говорит об обреченности его души. Фигура отца, напротив, преисполнена жизненной энергии. “Траурная” черно-красная скатерть уже определила развязку этой драмы, разграничив героев сюжета.

Шахматный пол трактуют либо как “регулярность” эпохи правления Петра I, либо как иносказательную шахматную партию, проигранную царевичем.

Сводящее с ума напряжение между героями картины – попытка художника показать Петра I не палачом, но отцом, не без боли ставящим государственные интересы выше собственных.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x