Название | Крушение плота Медуза |
Страна, художник | Франция, Теодор Жерико |
Год | 1819 |
Жанр | Историческая живопись, жанровая сцена |
Стиль | Романтизм |
Находится | Лувр, Париж |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 491 см. х 716 см. |
В основу сюжета картины была положена реальная история крушения корабля «Медуза» у берегов Африки. Большая часть пассажиров оказалась на неуправляемом плоту в открытом море. Они пережили бурю, жажду и голод, поедали друг друга и убивали за место у мачты. После 13 дней дрейфования, из 147 пассажиров в живых остались только 15 человек, еще 5 из них погибли по пути на спасительный корабль. Трагедия шокировала французское общество: она показала, как тонок налет человечности, и как быстро он исчезает в критической ситуации.
Художника Теодора Жерико история потрясла: он сразу взялся за картину и работал с необыкновенным рвением, с раннего утра до захода солнца.
В центре полотна изображен утлый, наскоро сколоченный плот, который кажется щепкой в огромном бушующем океане. На первом плане лежат мертвые тела, их обнаженность – это символ утраты всех земных благ. На погибшим сыном склонился сраженный горем отец. Он пытается удержать тело мертвого юноши, чтобы его не смыло волной, не желая смиряться со смертью.
Несколько людей, сидящих у мачты, уже утратили надежду на спасение. Они перестали бороться за жизнь, смирились со своей участью. Своим отрешенным видом они разительно контрастируют с другой группой людей, которые из последних сил пытаются подняться на ноги и подают сигналы, чтобы их заметили на проходящем мимо судне. Выжившие отчаянно цепляются друг за друга, а их тела образуют композиционную диагональ, направленную от зрителя. Такое построение произведения называется диагональю победы: эти люди выжили и скоро спасутся, хотя им пришлось перенести самые страшные дни, какие только можно представить.
Картина «Плот Медузы» — это не просто рассказ о кораблекрушении. Это вневременная история о трагедии человеческого общества, беспомощности человека перед стихией и его бесконечной жестокости под тонким слоем гуманизма. Художник пытался показать то животное начало, которое сотни лет эволюции смогли лишь немного обуздать, но случае опасности оно вытеснит все остальное.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub