Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»

 

 Картина «Похороны знатного руса». Генрих Семирадский, 1884 год
«Похороны знатного руса». Генрих Семирадский, 1884 год
Название Похороны знатного руса
Страна, художник Польша, Россия, Генрих Ипполитович Семирадский
Год 1884
Жанр Историческая живопись, жанровая сцена
Стиль Академизм
Находится Государственный исторический музей, Москва
Материалы холст, масло
Размеры 380 см. х 540 см.

Генрих Семирадский – знаменитый художник-академист, мастер камерной идиллии, пейзажа и портрета. Прославился он благодаря монументальным античным полотнам и историческим картинам. Одной из ярких работ с глубоким сюжетом и сложной композицией стали «Похороны знатного руса», написанная художником в период его творческой зрелости.

На холсте изображен кульминационный момент ритуального погребения знатного воина. Русами в древности называли воинственную дружину князя, набранную в Скандинавии. Они разительно отличались от миролюбивых славян, занимавшихся земледелием и не умевших управляться с оружием. Поэтому похороны на полотне проходят не по старославянским, а по скандинавским обрядам.

Основную часть полотна занимает огромная деревянная ладья с вырезанной фигурой на носу. Это – судно, которое унесет душу умершего в загробный мир. Сам покойник сидит в ладье на богато украшенном троне, одетый в дорогие парчовые одежды. Вместе с ним в мир иной отправлялось все его оружие: колчаны со стрелами, щит и меч, доспехи. Рядом лежат заколотые жертвы: кони, бык, собака. Необходимой считалась кухонная утварь, ковры, музыкальные инструменты, сосуды с вином и прочие атрибуты роскоши. Кроме этого, в Царстве мертвых знатного руса будет сопровождать рабыня. Девушку нарядили в лучшие платья, украсили золотом и цветами, опоили пьянящими зельями. За ее спиной уже стоит старуха с занесенным кинжалом, чтобы одним точным ударом отправить служанку вслед за хозяином.

На заднем плане возвышается фигура деревянного идола, которому поклонялись русы. У него рогатый шлем, страшная размалеванная голова, а за спиной висит большой топор.

В нижней части картины изображено целое столпотворение: люди собрались, чтобы проводить господина в последний путь и поглядеть на процедуру сожжения. Внизу уже разведен костер, рядом стоит мужчина, готовый зажечь факел и начать кремацию.

Большинство персонажей картины находятся в состоянии религиозного экстаза, опоенные вином или дурманящими зельями.

Все полотно, написанное с невероятной реалистичностью, наполнено экспрессией и напряжением. Картина настолько детализирована, что зритель чувствует себя невольных свидетелем событий многовековой давности.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x