Название | Портрет Ермоловой |
Страна, художник | Россия, Валентин Александрович Серов |
Год | 1905 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Модерн, Импрессионизм |
Находится | Государственная Третьяковская Галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 224 см. х 120 см. |
Портрет Ермоловой был написан Серовым в 1905 году. Заказали картину ее соратники по театру и Московскому литературно — художественному кружку в честь 35 летнего пребывания актрисы на сцене. В то время Ермолова занимала мысли многих поколений зрителей.
На портрете мы видим величественную статную даму, в которой, благодаря стараниям художника даже неискушенный зритель сразу узнает человека из театральных кругов. Все в портрете указывает на человека искусства — и гордая посадка головы, и душевность во взгляде, со слегка уловимым трагизмом. Все эти качества обычно и присущи людям, которые привыкли воздействовать на большую аудиторию эмоциями.
Серов очень внимательно изучил все нюансы во взгляде и настроении актрисы и отразил это в своей картине. Он изобразил ее за пределами сцены, такой, какой она была в обычной жизни — она не играет роль, а выглядит спокойной и немного напряженной.
Характер актрисы на картине виден не только в ее позе и взгляде, но и в положении ее рук— их пластика и грациозность выдает ее достоинство и непреклонное стремление к трагедии. Античную статую мы видим в фигуре великой трагической актрисы Ермоловой, ощущение еще больше усиливается вертикальным положением холста.
Но главным в картине является лицо актрисы — точеное, горделивое, отрешенное от мирских забот и проблем. Вся композиция выполнена всего лишь в двух тонах — в черном и сером. Но оттенками этих двух цветов автор точно сумел выделить и правдиво отразить личность актрисы.
Наряд, в котором Серов рисовал актрису сшит у известной великосветской портнихи Надежды Ламановой. Для художника создание платья оказалось непростым моментом: чтобы не заставлять Марию Николаевну позировать долгие часы, художник часто работал без нее — бархатное черное платье надевалось на схожий по пропорциям манекен.
Художник старался одновременно показать и тонкую скульптурную фигуру актрисы и благородную фактуру материала платья. На шее и в ушах актрисы мы видим жемчужные украшения — единственные, которые подошли для этого образа. Художник не акцентировал внимание на сиянии жемчуга, стараясь выделить сам образ Ермоловой.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub