Название | Портрет камеристки инфанты Изабеллы |
Страна, художник | Нидерланды, Питер Пауль Рубенс |
Год | середина 1620-х годов |
Жанр | Портрет |
Стиль | Барокко |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | дерево, масло |
Размеры | 64 см. х 48 см. |
Знаменитый «Портрет камеристки» рождает у искусствоведов огромное количество вопросов без ответов. Возможно, именно поэтому картина так притягательна в своей загадочности.
Прежде всего, выбранный жанр совершенно не характерен для Рубенса, некоторые исследователи даже подвергают сомнению принадлежность полотна кисти великого мастера. На холсте нет подписи автора, датировки, даже устоявшегося названия. Неизвестно, кто именно изображен на портрете – возможно, это старшая дочь художника, которая умерла к моменту создания работы.
На темном фоне представлена красивая молодая девушка. Она одета по испанской моде того времени: в темное платье и белый гофрированный воротник. Строгая одежда взрослит и придает серьезности. Рыжеватые волосы собраны в сдержанную прическу с узлом на затылке, только у лба выбилось несколько непослушных коротких прядей. Черты лица модели тонкие и изящные: дугообразные выщипанные брови, глубоко посаженные глаза водянистого голубого цвета, прямой заостренный нос и аккуратный маленький ротик. Прозрачная свежая кожа отливает голубизной, а на щеках пылает легкий румянец.
Мастеру удалось передать тот трудноуловимый момент, когда девочка превращается в девушку. Исследователи предполагают, что картина – это вольная интерпретация Рубенсом детских изображений своей умершей дочери. Двенадцатилетняя девочка скончалась от болезни в 1923 году, что стало серьезным ударом для художника. На первый взгляд, изображенная дама надменна и недоступна. Но если приглядеться, то в голубых глазах можно заметить пылкую девичью чувственность и смущение. Более чуткому пристальному наблюдателю за внешней холодностью открывается ранимая натура с неутолимой горечью во взгляде и складке плотно сжатых губ.
Есть и другая версия происхождения модели. Согласно ей, произведение изображает неизвестную придворную даму. В пользу этого варианта говорит угольный набросок с соответствующей подписью. Но искусствоведы сомневаются, что простая камеристка могла бы позволить себе заказать работу у известнейшего мастера современности. Кроме того, несомненно сходство девушки с женой Рубенса. Некоторые исследователи даже видят в картине идеализированное изображение супруги художника в молодости.
В своем позднем творчестве художник демонстрирует профессиональную зрелость, и открывает те стороны таланта, которые ранее были ему недоступны. Так, «Портрет камеристки» становится настоящим проводником во внутренний мир молодой девушки. Он отражает все ее горести, скрытые за выражением кажущегося равнодушия.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub
[…] Рубенс “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” […]