Название | Портрет княгини Ольги Орловой |
Страна, художник | Россия, Валентин Александрович Серов |
Год | 1911 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Импрессионизм, модерн |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 237,5 см. х 160 см. |
Княгиня Орлова была знаменитой модницей в Петербургском светском обществе. Основной и, возможно, единственный ее талант – умение виртуозно носить шляпки. Современники Ольги утверждали, что кроме этого она не отличалась ни умом, ни образованностью или добротой. Однажды она заказала картину у знаменитого портретиста Серова. Но при этом, позировать мастеру у нее не находилось времени, потому что светская львица была вынуждена порхать с обеда в театр, а оттуда на бал.
Серова угнетало это обещание, поэтому он торопился как можно скорее закончить работу и был вынужден повсюду ездить за ветреной женщиной.
Героиня изначально была не очень симпатична живописцу, а накопившееся раздражение нашло выход на картине: Серов умело вплел в парадный портрет сатирическую карикатурную нотку.
Женщина изображена в нетерпеливой неестественной позе, как будто она с трудом сохраняет неподвижность, а позирование для картины ее раздражает. Выражение лица надменно-пренебрежительное: брови подняты высоко вверх, а губы поджаты. Она словно негодует, что кто-то посмел отвлечь ее от чрезвычайно важного дела – например, присутствия на очередном балу.
Современники говорили, что Орлова вся состояла из сплошных ужимок, подчеркивающих, что именно она главная светская дама. Именно одну из таких ужимок изобразил Серов, вместо всяких признаков личности.
Внимательные исследователи даже отмечают, что живописец специально так исказил тень от вазы, стоящей на столике, что ее очертания стали напоминать силуэт княгини. Так художник словно бы подчеркивает, что Орлова так же пуста внутри, как эта ваза.
Одета модель поистине вычурно, с чрезмерным старанием, которое говорит о безвкусице: на ней белое атласное платье, обнаженные плечи прикрывает меховое манто, а на голове огромная черная шляпа. Поклонники Орловой были недовольны тем, что Серов настоял на шляпе. На это художник язвительно ответил, что без шляпы княгиню бы никто не узнал.
При всей своей неумности, заказчица разглядела в изображении насмешку и невзлюбила портрет. Поэтому он довольно быстро отправился в музей.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub