Название | Портрет Марии Лопухиной |
Страна, художник | Россия, Владимир Лукич Боровиковский |
Год | 1797 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Сентиментализм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 73,5 см. х 59 см. |
Данная картина с изображением Марии Лопухиной, представительницей рода Толстых, является признанным шедевром Владимира Боровиковского, начавшего свой творческий путь с написания образов для местных церквей. Работа выполнена по заказу супруга Лопухиной. Предметы и атрибуты, которые окружают героиню полотна, являются частью традиционного приема, относящегося к репрезентативному портрету. Этот прием был использован художником для полноты изображения образа.
Художник стремился к изображению личностных и интимных сторон героини, ее настроения, сокровенных переживаний, значение общественного статуса для него теряло всякий смысл. Живописец достиг гармоничного слияния личности с образом природы, что было характерно для эстетического искусства 18 века.
Условный и декоративный пейзаж с выглядывающими березками, колосьями и васильками является фоном, на котором мы видим юную особу. Ее облик словно перешептывается с пейзажем; фигура отражает склоненные колосья, деревья вторят платью, шелковый пояс перекликается с голубыми васильками, а поникшие бутоны – с лиловой шалью. Природа в данном случае является неотъемлемой частью девчачьей сущности. Жизненная достоверность, глубокие чувства и необычная поэтичность – все это наполняет модель полотна. На лице молодой женщины запечатлена таинственность, а глаза мечтательно устремлены прямо на зрителя
Серия женских работ, включаю эту, раскрывает создателя как яркого представителя сентиментализма, камерные портреты которого воплощают в женщине совершенство. Нежная меланхоличность, необыкновенная мягкость в лице в сочетании с душевной гармоничностью, ощущаемой в художественном и живописном элементе полотна, к которым относится поза, поворот головы, выражение лица, воплощает эстетические идеи сентименталистской живописи.
Живописца интересуют детали, поэтому изображение ускользающей красоты, глубокой грусти, передаваемые символичными элементами и тонкими колористическими решениями, выходит на первый план. Боровиковский добился не только поразительного сходства с юной леди, но и очаровательной поэтичности, которая выражается в палитре цветов. При использовании приглушенных, серебристых, голубоватых и зеленых цветов, достигается особенная лиричность и чувственность образа.
Интересен тот факт, что после смерти Лопухиной от чахотки, гениальнейший портрет породил серию слухов: будто бы любую юную девушку, остановившую свой взгляд на портрете, вскоре настигнет смерть. Есть версия, что это было связано с отцом девушки, который был масоном и не обходил стороной мистицизм.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub