Название | Портрет Пушкина |
Страна, художник | Россия, Орест Адамович Кипренский |
Год | 1827 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Романтизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 64,8 см. х 56,3 см. |
Кипренский был одним из самых лучших портретистов своего времени. Он умел передавать не только внешние черты своих героев, но был также чутким психологом, мог сделать видимыми потаенные чувства и самые неожиданные черты характера. Художник всегда писал только с натуры, это помогало ему погрузиться во всю глубину внутреннего мира своего персонажа.
Портрет Пушкина кисти Кипренского считается лучшим прижизненным изображением поэта. Он помогает лучше понять Александра Сергеевича, увидеть его настоящим.
Для картины выбран спокойный золотисто-охристый фон. На заднем плане на постаменте стоит бронзовая статуэтка. Это женщина в античных одеждах, держащая в руках лиру — так издавна изображали Музу, покровительницу всех искусств. Кроме неё, на полотне нет других отвлекающий деталей, все внимание зрителей сосредоточено на поэте.
Пушкин одет с удивительной изысканностью, по самой последней моде того времени. На нем белоснежная сорочка — ее воротничок выглядывает из-под шелкового замысловато повязанного шарфа. Элегантный сюртук из гладкой чёрной ткани застегнут на все пуговицы, а на правое плечо небрежно наброшен плащ с подкладкой из ткани в шотландскую клетку. Эта делать — отсылка к лорду Байрону, с которым часто ассоциировали русского гения.
Руки поэта скрещены на груди. Зрителям видна узкая ухоженная кисть с длинными холёными ногтями. Пушкин сам был тем самым «дельным человеком», который «думал о красе ногтей».
Очень тщательно прописаны курчавые темные волосы и бакенбарды — африканское наследие дедушки Ганнибала. Лицо контрастно выделяется на общем темном фоне своей бледностью. Судя по выражению лица, Пушкина гнетут тяжелые мысли. В складке рта затаилось некое недовольство, а взгляд прозрачных зелёных глаз обращён внутрь себя. Как будто во время написания портрета герой невольно забылся и сосредоточился на том, что его тайно гложет.
Некоторые современники критиковали художника за то, что ему не удалось передать характерную живость поэта, постоянную изменчивость его черт лица. Но, возможно, эта живость была напускной, надуманный образ для посторонних. А Кипренскому удалось ухватить то личное и сокровенное, что поэт обнажал только наедине с собой. Именно поэтому картина считается жемчужиной среди произведений художника и шедевром портретного жанра.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub