Название | Семь смертных грехов |
Страна, художник | Германия, Отто Дикс |
Год | 1933 |
Жанр | Аллегорическая живопись |
Стиль | Экспрессионизм, символизм |
Находится | Музей «Кунстхалле» в Карлсруэ, Германия |
Материалы | холст, масло |
Размеры | Н/д |
1930-е годы были в Германии временем расцвета фашизма. Художник Отто Дикс боялся в открытую критиковать режим, но втайне презирал Гитлера и его правление, считал что лень и безразличие его соотечественников привело к такой ужасной диктатуре. И, подобно Босху нового времени, решил обличить пороки общества в своей картине. Он обратился к старому библейскому сюжету и изобразил семь смертных грехов.
Впереди всех идет согбенная костлявая старуха в лохмотьях. У нее длинный крючковатый нос и безумные пустые глаза. Это Алчность. Правит ей маленький и ничтожный человечек в белой маске с узнаваемыми черными усиками. Это Зависть в облике Гитлера. Его глаза косят в разные стороны, потому что хочется ухватить всего и побольше, а рот изогнут в скорбной гримасе. Что интересно – в 1933 году художник побоялся изображать Зависть с черными усиками, чтобы не было слишком явного сходства с фюрером. Эту деталь он добавил только в 1945 году, после окончания войны, когда правитель скончался.
Следом пляшет замотанная в бинты мумия в костюме скелета в руке у нее коса, как у Смерти, а белые линии на одежде образуют свастику. Это фигура Лени. Сходство со смертью неслучайно: по мнению художника, бездействие означает гибель, а свастика – это укор остальным немцам, которые своим равнодушием допустили к власти настоящее чудовище.
В оранжевых одеждах с обнаженной грудью и лохматыми волосами выступает Похоть. Это самая крайняя отвратительная ее ипостась – не библейское сладострастие, которое дарит удовольствие людям, а апокалиптическое животное начало, не скрывающее собственного уродства.
С левой стороны идет рогатое чудовище, утратившее человеческий облик – Ярость. Ее когтистая лапа сжимает кинжал, желтые звериные глаза выпучены, из пасти торчат клыки, а тело покрыто безобразной шерстью. Очень ярко эта фигура отражает то, как быстро вместе с самообладанием исчезает человеческая природа. Особенно ярко это проявлялось в отношении фашистов к евреям и прочим «нечистым», по их мнению, нациям.
Огромная красная голова с сфинктером на месте рта, вздернутым носом, закрытыми глазами и зажатыми ушами – Гордыня. Она уродливо раздута, слепа и глуха – как гордыня арийцев своей расой.
Заключает шествие Чревоугодие. Это человек с огромной головой и разинутой пастью, проглотивший другого маленького человечка. В руках он держит железный крендель, а его тело свито из жгутов.
Произведение Дикса является ярким свидетельством того, что библейские сюжеты всегда будут актуальны для любых времен и народов, а пороки, описанные в них, вечно будут жить, наполняя мир своим уродством.
Где на произведении изображены грехи
1. Зависть изображена в виде карлика с усиками и очень напоминает Гитлера.
2. Алчность– старуха, на которой сидит Зависть.
3. Лень – скелет, кости которого расположены в виде свастики.
4. Злость — мистическое существо с острыми клыками, кошачьими желтыми глазами и длинными рогами.
5. Похоть – растрепанная женщина с размазанным макияжем, в яркой вызывающей одежде.
6. Тщеславие. Вместо рта у него сфинктер, а в ушах видны затычки. Он никого не видит и не слышит – гордыня слишком велика.
7. Чревоугодие – толстяк в костюме огромного пупса, держащий крендель в руках.
«Семь смертных грехов», Отто Дикс — описание картины
Отто Дикс создал эту картину в год, когда Гитлер пришел к власти. Художник, опасаясь открыто выражать свое мнение, скрывал свою ненависть к режиму, но она нашла отражение в его творчестве.
Фигура карлика с безумным взглядом и характерными черными усиками явно напоминает фюрера. В образе этого персонажа воплощена зависть, один из самых разрушительных грехов. Карлик восседает на горбатой старухе, символизирующей Алчность. Ее облик вызывает отвращение: изогнутая фигура в лохмотьях, ярко-красный нос и пустой взгляд, затуманенный стремлением к наживе.
За Алчностью и ее мрачным спутником следует скелет, исполненный движения – это Лень. Его кости выстроены в форме свастики, как упрек художника современникам: именно их бездействие позволило нацизму укрепиться.
Ярость представлена в образе жуткого существа с кошачьими глазами, острыми клыками и длинными рогами. В гневе, как показывает Дикс, люди теряют человеческий облик, превращаясь в чудовищ.
Похоть на полотне занимает центральное место. Это женщина в вызывающем наряде, с размазанным макияжем и обнаженной грудью. Ее облик груб и отталкивающ, она готова на все ради собственного выживания.
Тщеславие Дикс изобразил в виде огромной головы с задранным носом. Вместо рта у нее изображен сфинктер, а в ушах – затычки. Этот персонаж не видит и не слышит окружающих, поглощенный собственным самолюбием.
Чревоугодие появляется в образе толстяка, одетого как гигантский младенец, с кренделем в руках. Его тело словно сжато металлическими прутьями, символизирующими оковы.
Эта картина – предостережение от грехов и пороков, которые остаются актуальными для любого времени и общества. Через библейские мотивы Дикс обличает человеческие слабости и показывает, к чему они могут привести.
Значение картины
Вопросы нравственности и моральных пороков всегда занимали центральное место в искусстве, и произведения, в которых художники изображают человеческие слабости, вызывают живой отклик у зрителей. Особое внимание уделено картине, которая отражает важные аспекты человеческой души и её внутренние противоречия. В этой работе художник затрагивает тему разрушительных стремлений, что символизирует опасность, грозящую личности и обществу.
Картина является не только визуальным выражением этих идей, но и глубоким философским размышлением, которое раскрывает все аспекты взаимодействия человека с его внутренними пороками. На полотне написаны яркие образы, каждый из которых воплощает определённые негативные черты. Зритель может сразу же уловить, кто какой грех олицетворяет, что делает эту работу многозначной и многослойной.
Интересен и тот факт, что в своей картине художник не ограничивается простыми символами, а создает целую атмосферу, в которой каждый элемент несёт свой уникальный смысл. В связи с этим важно понять, как с помощью визуальных средств он раскрывает суть того, что происходит в мире и в душе человека, а также какое влияние на восприятие произведения оказывает контекст исторического времени. В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует каждый персонаж и как это соотносится с общей идеей художника.
Анализ картины
На картине изображены сцены, которые имеют глубокий философский и моральный подтекст. С помощью символизма и резких контрастов, художник воплощает различные человеческие пороки, при этом обращая внимание зрителя на их разрушительное воздействие на личность и общество в целом. В этой работе можно увидеть яркое отражение реалий своего времени, в частности, поствоенную деградацию моральных и духовных ценностей.
В центре произведения – несколько персонажей, каждый из которых символизирует один из пороков. Художник использует жесткую, почти грубую технику исполнения, что позволяет зрителю проникнуться атмосферой безысходности и разложения. Здесь нет возвышенных образов или идеализированных фигур. Напротив, они изображены в искаженной, уродливой форме, что подчеркивает глубокую моральную проблему. Таким образом, каждый персонаж в картине становится аллегорией того, как порок разрушает как внутренний мир человека, так и его окружение.
На картине можно заметить и влияние большого исторического контекста. Многие исследователи утверждают, что произведение символизирует последствия великой войны, которая привела к массовому духовному и социальному опустошению. Грубые изображения искаженных фигур, а также их сочетание с мрачными тонами, вызывают ассоциации с поствоенным разладом. Однако кто-то видит в этих образах не только отражение разрушений войны, но и предупреждение о возможном будущем человечества, если оно не сумеет одержать победу над собственными пороками.
Художник предлагает зрителю задуматься, какие именно силы управляют обществом, и как пороки, такие как гордость, зависть и чревоугодие, могут привести к упадку. Этот мотив часто встречается в биографии самого художника, чье творчество было тесно связано с осмыслением социальных и моральных проблем времени. Картина заставляет воспринять эти грехи не как абстракцию, а как реальную угрозу, существующую в каждом из нас.
Биография художника Отто Дикса
Жизнь и творчество одного из крупнейших художников XX века, чьи работы были проникнуты социальными и философскими темами, оставили яркий след в мировой культуре. Он родился в Германии и с самого начала своей карьеры стал активно исследовать мир вокруг себя, в том числе через болезненные и тяжелые образы, отразившие события и переживания эпохи. Военные потрясения, моральные кризисы и культурные изменения, происходившие в Европе, были важными источниками для его творчества. Он воспринимал свою работу как способ осмыслить трагедии времени и передать их зрителям.
На протяжении своей жизни художник испытал несколько ключевых событий, оказавших влияние на его творчество. Одним из самых значимых опытов для него стала участие в Первой мировой войне, что повлияло на многие его картины. Опыт войны стал важным элементом его творчества, как в плане изображения разрушений, так и в отношении психологических последствий для личности. Образ войны присутствует во многих его работах и символизирует ужасы и бессмысленность человеческой агрессии, которая не только разрушает тела, но и ломает душу. Его картина, отражающая последствия этого опыта, считается одной из самых сильных в плане эмоциональной нагрузки.
Несмотря на то что художник использовал в своих работах различные образы и символы, он всегда оставался верен одной главной идее – осмыслению того, как человеческие пороки и войны могут разрушить мир и человека. Биография мастера включает не только создание искусства, но и постоянные поиски смыслов, обращение к философским вопросам о жизни, смерти и месте человека в мире. Этот подход ярко проявился в его поздних произведениях, где картины изображают не только внешний мир, но и внутренние переживания, часто в виде гротескных, ярких и символичных образов.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub