Название | «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» |
Страна, художник | Нидерланды, Иероним Босх |
Год | 1475-1480 |
Жанр | Аллегорическая живопись |
Стиль | Северное Возрождение |
Находится | Музей Прадо, Испания |
Материалы | доска, масло |
Размеры | 119,5 см. х 139,5 см. |
Картина «Семь смертных грехов» является одной из ранних работ Босха. Она выполнена в достаточно интересной технике. Холстом служит древесина. Считается, что изначально она была выполнена как столешница, но так и не использовалась по назначению. Картина состоит из нескольких сюжетов, объединенных общим символизмом.
Центральная часть картины представлена кругом, который вмещающий в себя четыре круга меньшего размера концентрической формы. Каждый из кругов несет последовательный смысл. Эта композиция символизирует всевидящее око. Его зрачок, меньший из кругов – это изображение воскресшего Христа, демонстрирующего израненное тело. Страдание божьего сына ради искупления человеческих грехов.
Зрачок окружен латинской надписью на золотом фоне, гласящей о всеведении бога над людьми. Вокруг надписи тонкие лучи, которые олицетворяют Иисуса светилом, излучающим яркий свет.
Радужная оболочка – четвертый круг, в секторах. Семь сюжетов, демонстрирующих смертные грехи. Они расположены по часовой стрелке и подписаны в нижней части сектора.
- Чревоугодие. Полный мужчина с жадностью поедает всё, что ему преподносит его жена, отбирая еду у сына. Его сосед пьёт вино из горла большого кувшина.
- Уныние. Мужчина дремлет сидя у камина, рядом с ним женщина грозно смотрит на него, держа в руках чётки.
- Похоть. Две пары ласкают друг друга в тени шатра, рядом с ними истязают шута.
- Гордыня. Женщина любуется своим отражением в зеркале, любезно предоставленное дьяволом в обличье горничной.
- Гнев. У дверей таверны один мужчина с кинжалом набросился на другого. Этому пытается помешать женщина.
- Зависть. Девушка ведет беседу, разглядывая кошелек на поясе собеседника. Пожилая пара с интересом наблюдает за мужчиной с ястребом на плече, его раб несет тяжёлый мешок. У их ног две собаки и ода кость.
- Алчность. Судья внимательно слушает одного из участников дела и за спиной берет взятку у другого.
В четырёх углах картины так же расположены 4 округлых сюжета, которые носят название «четыре последние вещи» — это «смерть», «страшный суд», «рай» и «ад». Сверху и снизу от ока — раскрытые свитки, на которых написаны цитаты из Библии.
Эти сюжеты изображены в типичном жанровом стиле нидерландских художников той эпохи. В каждом изображении присутствует свойственный Босху грубоватый юмор. Такое расположение грехов говорит о том, что ни один из них не будет обделён вниманием бога, и никто из грешников не избежит наказания.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub