Описание картины Сергея Лучишкина «Шар улетел»

 

Картина «Шар улетел». Сергей Лучишкин, 1926 год
«Шар улетел». Сергей Лучишкин, 1926 год
Название Шар улетел
Страна, художник Россия, Сергей Алексеевич Лучишкин
Год 1926
Жанр Городской пейзаж
Стиль Авангард, русский авангард
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло
Размеры картины 106 см. х 69 см.

Художник Сергей Лучишкин жил и работал во времена расцвета искусства социалистического реализма. Большинство картин в то время были полны политического пафоса и вымученного оптимизма. Тем сильнее выделялась на этом фоне работа «Шар улетел» — искренний рассказ о разочарованиях в жизни, одиночестве и утраченной мечте.

Визуально картину можно разделить на три части: слева и справа возвышаются два многоэтажных дома, а между ними двор-колодец. Дома доминируют и подавляют своими размерами, они настолько громадные, что человек рядом с ними кажется песчинкой. В голом, пустынном и сером дворе стоит маленькая девочка в голубом платье. Она смотрит в небо – туда, куда улетел ее красный шарик.

Сам двор вызывает уныние – это серая коробка, огороженная забором от остального мира. Даже попытка высадить деревья, чтобы оживить это пространство, не увенчалась успехом. Вместо сочной зелени торчат голые стволы – символ уныния и безысходности.

О смыслах, заложенных в произведении, можно говорить бесконечно. Так, многоэтажные дома со своими жильцами – это аллегория разных этапов в жизни человека. Маленькая девочка во дворе символизирует детство, девушка в окне, расчесывающая волосы, — это молодость, женщина с ребенком – зрелость, а повесившийся мужчина на верхнем этаже – печальное завершение жизненного пути. При таком подходе человек чувствует себя безвольным винтиком в системе. Появляется чувство безысходности и обреченности.

Другое прочтение картины позволяет говорить о противостоянии личности и общества. Огромные многоквартирные здания невнятного серо-желтого цвета – символ социалистического общества, стремящегося ко всеобщему равенству. Тогда как маленькая девочка в голубом платье – образ индивидуальной личности, полной мечтаний. Дома доминируют над девочкой, сжимают пространство, подавляют своими размерами, словно хотят вовсе ее растоптать. Так и социалистический строй стирал все индивидуальное, оставляя лишь выпотрошенную бесцветную оболочку.

Единственный выход из этого замкнутого мирка – вверх, вслед за шариком, но для этого нужно научиться летать.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x