Название | Синий всадник |
Страна, художник | Россия, Василий Васильевич Кандинский |
Год | 1903 |
Жанр | Пейзаж |
Стиль | Импрессионизм, экспрессионизм |
Находится | Частная коллекция, Цюрих |
Материалы | картон, масло |
Размеры | 55 см. х 65 см. |
Картину “Синий всадник” написал русский художник Василий Кандинский в 1903 году.
Когда палитра становится сюжетом
Для тех, кто знаком с творчеством автора, словосочетание “Синий всадник” означает прежде всего целое объединение под одноименным названием, и только потом – отдельную картину. Объединение основали Кандинский и Франц Марк. Первая выставка этого сообщества состоялась в 1911 году.
Полотно “Синий всадник” абсолютно не похоже на знаменитые абстрактные работы художника, увидевшие свет после баварского периода в Мурнау. Этому есть объяснение: Кандинский намного позже “отречется” от предметной живописи, а до того, в начале 1900-х будет много ездить по Европе и еще только формировать собственный стиль.
Эти годы творчества Василия Васильевича захватит пейзаж, что подтверждается в том числе “Всадником”. Как после скажет живописец, смысл его работ в это время – всеобъемлющая любовь к природе.
Это и правда очень заметно: сам всадник в синих одеждах невероятно мал по сравнению тем, насколько большое пространство отдано зеленой поляне, березкам с пожелтевшими уже нарядами и заливающему полотно свету солнца. Всадник будто случаен в этой композиции. А принадлежащее ему всецело название картины – лишь ход от обратного. Как исключение из правил, даже добрая ухмылка: демонстрация ничтожности (в добром смысле) по отношению к величию природы.
Передача Кандинским этого восхищения филигранна. Он делает это цветовыми пятнами, объединяя их в контрасты и наслаивая друг на друга.
И сам всадник представлен необыкновенно: словно порыв ветра, неудержимая сила, которая вот-вот пронесется по лугу и вырвется из картины наружу.
Василию Кандинскому удалось мастерски передать это захлестывающее его ощущение радости через силу палитры “Синего всадника”. Совсем скоро эти яркие пятна потихоньку вытеснят сюжетную окантовку в произведениях автора, станут самостоятельными носителями смысла, центром, который формирует содержание полотна. Ко всему прочему, это откроет новые горизонты в истории мировой живописи.
Полотно хранится в частной коллекции, в Цюрихе.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub