Описание картины «Славяне на Днепре» Николая Рериха

 

Картина "Славяне на Днепре". Н.Рерих,1905 год.
«Славяне на Днепре». Николай Рерих, 1905 год
Название Славяне на Днепре
Страна, художник Россия, Николай Константинович Рерих
Год 1905
Жанр жанровая сцена
Стиль модерн
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы пастель, темпера, картон
Размер 67 см. х 89 см.

Картину “Славяне на Днепре” написал русский художник Николай Рерих в 1905 году.

Псевдодокументалистика в русском народном стиле

Автор в начале своего творческого пути много работал на тему древней русской истории. Он создал цикл работ “Начало Руси. Славяне”. Одним из ярких его образчиков – полотно “Славяне на Днепре”.

Работа среднего размера выполнена в псевдоисторической манере. Рерих увлекался археологией, историческими исследованиями, пробовал себя в иконописи. Поэтому для большей правдоподобности изображений он придал своему творению стиль древней Руси.

На первом плане зритель видит груженые ладьи, явно военные. Каждая богато украшена резным орнаментом и раскрашена в яркие цвета. На берегу рядом с ладьями толпятся тяжеловооруженные воины, наблюдающие за вереницей крестьян, несущих на себе тяжело набитые мешки.

Идет сбор дани с местных жителей — славянского племени полян, обитавшего в XI-XII веках на Днепре.

На заднем плане виднеются нехитрые жилища полян в виде шатров, над ними курится дымок. Перед шатрами расположено важное для всего племени место — капище со статуями идолов, грубо вырезанными из дерева.

Невзирая на яркие краски картины, общее впечатление складывается гнетущее — вероятно, из-за согбенных фигур крестьян, которые вынуждены отдавать дружине своего князя с трудом собранный урожай. Мрачные идолы безмолвно смотрят на это, ничем не помогая своему народу.

Угрожающе выглядят и резные фигуры на носу ладей — все они разные, но одинаково пугающие.

Волны реки неспокойны, это тоже придает мрачное настроение картине.

Вероятно, таким образом автор хотел подчеркнуть опасную, полную невзгод жизнь древних славянских племен.

Сочетание красно-охристых, зеленых, желтых, коричневых тонов в картине гармонично сочетаются и придают работе монументальность. Вся композиция выдержана в едином стиле, и, несмотря на нарочито плоскую манеру исполнения, в картине чувствуется движение. Это придает ей некое сходство с фресками в русских церквях.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x