Название | Смерть комиссара |
Страна, художник | Россия, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин |
Год | 1928 |
Жанр | Военная живопись |
Стиль | Символизм |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 196 см. х 248 см. |
Картина была заказана Реввоенсоветом в честь празднования 10-летия Красной Армии. Работу над картиной художник начал еще 1927 году, тогда появился первый карандашный рисунок. Петров-Водкин почти год находился в поисках композиционных решений и главных героев. Наконец в 1928 году полотно было завершено. Впоследствии картина выставлялась в Москве на 10 выставке Художников революционной России.
На холсте изображен период гражданской войны. На переднем плане на руках у ординарца умирает комиссар. Справа на картине изображены красноармейцы, которые удаляются за линию горизонта, словно в бездну. Действие картины происходит на холме в трагический момент боя.
Смерть на картине художника обретает высокий христианский смысл. Мы как будто видим сцену оплакивания Христа. Картина показывает обыденность и ужас войны. Ее простота и в то же время глубокий смысл поражает до глубины души. Просто идут солдаты, просто умирает человек на поле боя, без эмоций, без слов и прощаний.
В этом произведении автор впервые использует пространство и цвет для выражения сферичности окружающего мира. На заднем плане в такой же округлой форме изображены луга, поля, строения, будто вся планета уместилась на одной картине. Ощущение, что мы видим весь мир на картине глазами умирающего на руках у ординатора человека.
Этот прием, использованный автором, как художественная метафора, выражающая философию автора. Событие, изображенное на картине приобретает общечеловеческое звучание, в один миг умирающему комиссару открывается весь истинный смысл его жертвы и смысл всей его жизни ради идеи.
Несмотря на разноплановость композиции, картина воспринимается как единое целое. Цвета картины выдержаны в едином сочетании голубого, зеленого и желтого, что так же помогает сохранить и подчеркнуть гармоничность всей картины в целом.
Эта картина подводит итог всей работе художника, в процессе которой он постоянно проводил философские и художественные изыскания. Картина стала одной из самых ярких работ в творчестве мастера.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub