Название | Смерть Сократа |
Страна, художник | Франция, Жак Луи Давид |
Год | 1787 |
Жанр | Историческая сцена |
Стиль | Классицизм |
Находится | Метрополитен музей, Нью-Йорк |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 129,5 см. х 196,2 см. |
Картина была заказана в 1786 году. Жак Луи Давид для своих произведений часто выбирал сцены из древней истории. Эта картина была задумана в преддверии Революции, чтобы показать народу пример стойкости и крепости духа даже перед лицом смерти.
Тема стойкости и непоколебимости человеческого духа подчеркнута в позах изображенных людей, выраженным в их фигурах и лицах. Удачно подобранный монохромно-алый цвет так же подчеркивает монументальность полотна.
Торжественность картине так же придает расположение героев на переднем плане. Многие специалисты причислили это произведение к другим великим шедеврам в искусстве, таким как Сикстинская капелла Микеланджело и Станц Рафаэля.
На полотне мы видим трагический момент казни, когда Сократ принимает из рук палача бокал с ядом. Время на картине как будто застыло, а протянутая рука философа пока еще не прикоснулась к чаше с отравой. Перед казнью, он обращается с пламенной речью к своим соратникам и ученикам.
Вокруг него собрались все его последователи, а в ногах простой железной кровати сидит удрученный происходящим Платон. Платон расположился на каменной скамье за кроватью философа. Возле постели мы видим тюремные оковы, философа уже освободили от них перед казнью.
Художник постарался показать спокойствие и мужество пожилого Сократа и противопоставил их удрученному состоянию остальных присутствующих. Сократ как будто победил саму смерть, он забыл о ней, с увлечением говоря что-то своим друзьям.
Его прощальная речь сопровождается яростной жестикуляцией. Сократ наставляет своих учеников, убеждает их не сдаваться и отстаивать свои идеи. Даже палач, исполняющий приговор и подающий яд приговоренному, потрясен происходящим.
Изображенный в произведении момент напоминает библейский сюжет о 12 апостолах. Картина по колориту и целостности композиции выгодно отличается от другой подобной картины соперничавшего с Давидом автора Пейрона. Обе они были выставлены для оценки исполнения, и по единодушному решению критиков, работа Давида оказалась лучше.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub