Название | Сон вызванный (навеянный) полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения |
Страна, художник | Испания, Сальвадор Дали |
Год | 1944 |
Жанр | Ню, анималистика, аллегорическая сцена |
Стиль | Сюрреализм |
Находится | Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 51 см. х 40,5 см. |
Картину “Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения” написал испанский художник Сальвадор Дали в 1944 году.
“Сон”, преисполненный идеями – такой привычный Дали
Это одна из известнейших и наиболее символичных картин знаменитого сюрреалиста.
На ее создание художника подтолкнули труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, а именно – работы, в которых он исследует осознанные сновидения. Такие сны вызываются каким-то внешним раздражителем – но он же и приводит к пробуждению.
Так, на картине зритель видит морской пейзаж. В правом нижнем углу, над каменной плитой парит Гала – муза и натурщица Дали. Именно парит, а не лежит – это придает композиции большую сюрреалистичность, демонстрирует, что действие происходит во сне. Рядом с Галой гранат и пчела – предметы, которые вызвали столь необычное сновидение.
Левая часть картины изображает другой гранат; он намного больше. Из него вырывается рыба, а из нее – тигры, один за другим. Между ними и спящей женщиной – винтовка, которая вот-вот проткнет кожу Галы.
На заднем плане впервые появляется образ, который Дали еще не раз использует в других своих картинах – слон с длинными худощавыми ногами и обелиском на спине. Так художник преобразил скульптуру “Слон с обелиском” Джованни Бернини.
Создание статуи, в свою очередь, было вдохновлено старинной иллюстрацией к фантастическому роману “Гипнэротомахия Полифил”, где главный герой видит сновидение со множеством невероятных фантасмагорических образов.
Картина наполнена различными символами. Так, море под каменной плитой – человеческое подсознание.
Гранат и пчела выбраны художником неслучайно: в христианской традиции эти образы связаны с возрождением и Богородицей соответственно.
Жужжание пчелы и ее внешний вид преображаются во сне: необычные глаза насекомого находят свое отражение в чешуе рыбы, полоски на теле – в тиграх. Острое жало и заключающаяся в нем опасность – в штыке винтовки и острых когтях хищников.
Изменения в облике “Слона” Бернини тоже имеют обоснование: тонкие ноги обозначают неустойчивость мира грез, а атрибуты папы – прямая отсылка к работам Фрейда, где тот рассказал о приснившихся ему похоронах папы римского. Сон был вызван колокольным звоном – это еще одно доказательство связи реального мира и сновидений.
В своей необычной картине Сальвадор Дали смог отразить собственное видение фрейдистских идей.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub