Название | Воскрешение дочери Иаира |
Страна, художник | Россия, Илья Ефимович Репин |
Год | 1871 |
Жанр | Религиозная живопись |
Стиль | Реализм |
Где хранится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Размер | 229 см. х 382 см. |
Первая сложная большая работа Ильи Репина стала картина «Воскрешение дочери Иаира». Мастер был удостоен звания мастера первой степени с вручением золотой медали и поощрительной поездки за границу.
Сюжетом композиции послужила одна библейская история. Некий начальник синагоги Иаир пришел к Иисусу с просьбой возложить руку на его умирающую двенадцатилетнюю дочь. Однако не успевает договорить он свою просьбу – умирает его дочь.
Иисус, даже узнав о том, что дочь Иаира умерла, отправляется в его дом, чтобы сотворить чудо воскрешения девочки. Илья Ефимович изобразил момент, когда Иисус подходит к смертному одру девочки.
Не глядя на всю драматичность, выбранного художником сюжета, картина оставляет надежду и незримую уверенность в совершении чуда, воскрешении девочки. В итоге девочка все-таки очнется, поэтому характеризуется полотно, скорее надеждой, чем трагичностью. Композиция выстроена достаточно логично, с точностью всех черт и человеческих характеристик, плотностью цветовой гаммы и последовательности сюжета.
Три свечи на высоком подсвечнике освещают изголовье кровати девочки в левой части композиции. Обстановка в помещении достаточно мрачная. Бледное лицо девочки на подушке, устеленной плетенкой с большими белыми цветами. Фигура Христа в синем плаще, держащего за руку умершую девочку. Длинная тяжелая скатерть на столе в изголовье кровати, с пола сняты половики и скрученные лежат чуть поодаль.
Правая часть картины неосвещенная, лишь лица стоящих за спиной Иисуса людей выхватывают горящие свечи. На заднем плане просачивается из окна тусклый вечерний свет, освещая верхнюю часть дальней стены комнаты.
Скорбящие родители чуть в затемнении не отходят от постели дочери, надеясь на великое чудо воскрешения. Скорбь родителей Репин видел воочию, и писал из личных воспоминаний. Так же когда-то плакали его родители о скоропостижно умершей его маленькой сестре.
Картина очень сдержана в цветовом решении и строга, цвета и жесты отличаются благородством. Лицо Христа спокойно и уверено, он готов воспроизвести великое чудо воскрешения.
До сих пор «Воскрешение» считается как бы официальным началом карьеры живописца. Впоследствии он напишет еще множество знаменитых мировых полотен.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub