Описание картины «Воз сена» Иеронима Босха

 

Картина "Воз сена". Иероним Босх, 1515 год
«Воз сена». Иероним Босх, 1515 год
Название Воз сена
Страна, художник Нидерланды, Иероним Босх
Год 1515
Жанр Триптих, религиозная сцена, аллегорическая сцена
Стиль Северное Возрождение
Находится Национальный музей Прадо, Мадрид
Материалы дерево, масло
Размеры 135 см. х 190 см.

Триптих “Воз сена” написал нидерландский художник Иероним Босх к 1515 году.

Рай, наш мир и ад — весь цикл жизни в триптихе Босха

Это полотно — скрытый философский трактат: по этике, космологии и истории. Она занимает алтарь, или складень, изнутри и видна при его раскрытии.

Рай — первая часть истории мира в церковном понятии. И в плане этики. Этот мир еще безгрешен для людей, хотя лишь как этап, в оценке сверху вниз. Начало темы — восстание ангелов против бога. Оно закончилось крахом: архангел Михаил со своей ратью подавил бунт и восставших сбросили с неба, превращая, попутно, в чудовищ. Что и отразилось слева, в панораме. А дальше…

В Эдеме – райском саду, была создана Ева, женщина для уже появившегося Адама. Эта фаза истории обозначена ниже как символ события – появления людей. Но вскоре случился сбой – утрата безгрешности. Поддавшись змею-дьяволу, что на дереве, оба они нарушили волю бога, за что и потеряли Эдем. В нижнем финале их изгоняет ангел-меченосец и Ева, видимо не случайно, смотрит на будущий мир – средоточие зла.

Наш мир – воз сена. Здесь, в центре, этический мотив возрастает. Мир, современный Босху, отличен своеобразной чертой – как воз с сеном. Подоплека ясна: почти все под луной движется одинаково, путем греха. Того, что создали Адам с Евой, покорные дьяволу. Грехов, даже главных, немало, господствует алчность. Проявляется это так: вереница людей шествует за возом, что полон сена, символа богатства. Но по сути, дешевого на фоне благодати, как и положено сену, и обещающего им, людям, только ад. За алчность, гордыню богачей, обжорство монаха. Похоть людей на сене, между ангелом и бесом и под властью беса. И подтверждение тому — демоны, что тащат воз направо, к царству Сатаны. Последней фазе человечества. Под взглядом Иисуса Христа, сознающего, что нет иного пути для тех, кто порочен.

Ад. Колорит Босха в том, что геенна преисподней выдана как мир Башни, что строится слугами дьявола среди тех, кто грешен и несет свою кару. Идея башни проста: Вавилон сокрушил, за ряд веков до нашей эры, царство евреев и стал для них символом зла. Отсюда и Вавилонская Башня как символ греховности и, соответственно, его – дьявола. Персонажи, по сути, те же, что и слева, но уже без сенной суеты, полные страха под свирепым натиском бесов. Их поражают всячески, на фоне злого пожара и руин: следов того, что было и не возродится.

Босх одним из первых нарушил традицию и стал изображать обычных людей. Эксперты считают, что этот триптих создан в технике мазка, не самой частой в то время, и является шедевром стиля и мысли.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x