Название | Воздвижение креста Господня |
Страна, художник | Нидерланды, Питер Пауль Рубенс |
Год | 1610 |
Жанр | Религиозная сцена |
Стиль | Барокко |
Где хранится | Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен |
Материалы | холст, масло |
Размеры | 46 см. х 34 см. |
Излюбленными темами Рубенс выбрал жизненность бытия и религиозную. Причем религиозные сюжеты писал в основном на заказ. Его работы теперь украшают алтари прославленных храмов. Картина «Воздвижение креста Господня», а вернее – все три картины с общим сюжетом и композицией, принесли художнику востребованность и славу.
Произведение Рубенса — поистине прорыв в мировом творчестве, хотя бы уже потому, что ранее все мастера изображали Спасителя уже казненным, Рубенс же запечатлел не результат, а само действо воздвижения креста с распятым на нем Иисусом. Впервые зритель, как будто принимает участие, становится зрителем происходящего.
А еще, все персонажи, включая самого Христа, изображены далекими от принятых канонов, можно сказать, с живой мимикой, напряжением, одухотворением. Иисус совсем не похож здесь на великомученика, скорее – это его властный выбор, он спокоен и готов к смерти. Его могучие руки гордо подняты над головой, из прибитых к кресту ладоней по предплечьям течет алая кровь. Мужественно и бесстрашно его лицо, глаза возведены к небесам.
Картина, или центральная часть композиции полностью раскрывают тему казни Иисуса. В левой части триптиха посвящена скорбящей деве Марии, а на правой части два преступника, которых должны казнить вместе с Иисусом.
Могучие тела солдат, скорбящие лица женщин, тугие канаты и тяжелый крест. Экспрессия красок и колорит персонажей делает картину динамичной, мощной, наполненной чувствами и трагичностью. Чувства скорби, боли и вины одолевают зрителем, осознающим, какую жертву во имя людей понес Спаситель.
Скудная коряжистая верхушка горы, куда поднимают крест солдаты, в четных страшных тучах разорванное трагедией небо. Все это еще больше увеличивает характер произведения, его обращение к зрителю.
В художественных кругах Рубенса стали называть «богом художников». Картину Рубенс писал по возвращении домой из Италии, в своем творении он применил приемы, присущие итальянскому барокко. В частности, черты применяемые Микеланджело или Караваджо. Особенно это заметно в мощных телосложениях людей, мускулистых телах, жестких лицах.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub