Название | Всадница |
Страна, художник | Россия, Карл Павлович Брюллов |
Год | 1832 |
Жанр | Портрет |
Стиль | Романтизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 291,5 см. х 206 см. |
В период своего пребывания в Италии Карл Брюллов вдохновлялся классическими образами, которые встречались ему на полотнах известных мастеров из Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Его природный талант и неутомимый труд превратили его в великолепного художника и мастера цвета. Эти качества позволили ему создавать романтические образы, наполненные сверкающим светом и абсолютной красотой. «Всадница» — одна из жемчужин итальянской серии его произведений.
Под итальянским небом Брюллов провел один из самых ярких и плодотворных периодов своей жизни. После успешного завершения обучения в Академии художеств он прожил в Италии 12 лет, с 1823 по 1835 год. Все его работы этого времени, включая «Всадницу», пронизаны сильными эмоциями и душевным волнением молодости. Здесь он завоевал признание как у критиков, так и у публики.
В последние годы своей жизни художник снова вернулся в Италию, но на этот раз ненадолго перед своей смертью. В его последних работах романтическое волнение оставалось, но оно часто сопровождалось меланхолией и усталостью. Однако идеалу духовной женской красоты, который так ярко представлен в «Всаднице», Брюллов остался верен до последнего дня.
История создания
Многие великие произведения искусства проживают свою жизнь после того, как автор наделил их именем. «Всадница» Карла Брюллова — один из таких примеров. Представленная на выставке в 1832 году, эта картина изначально была названа «Джованина на коне» по задумке самого художника. Джованна Пачини и ее младшая сестра Амацилия, сироты, судьба которых привлекала внимание всего светского римского общества. Их неожиданно удочерила добрая подруга Брюллова, русская графиня Юлия Павловна Самойлова. Карл Павлович запечатлел Жанну на другой знаменитой картине: в блестящем формальном портрете, где она изображена вместе с приемной матерью и ее арапом.
Сама Юлия Самойлова была не только любимой моделью, музой, но и верным другом Брюллова. Она нашла в художнике свой идеал внешней красоты и обаяния, который не умалял ее глубокого внутреннего содержания. Используя облик Самойловой, Юлия создавала образы трагической гибели Помпеи.
Сюжет
На картине «Всадница» изображены дочери знаменитого итальянского композитора Джованни Пачини. Эта картина была написана Карлом Брюлловым в период его пребывания в Италии по просьбе графини Юлии Самойловой, которая являлась приемной матерью девочек.
Юная красавица подъехала к дому, управляя великолепным черным конем. Животное, еще не утихшие после скачки в тенистом парке, явственно демонстрировало свое возбуждение. Фырканье и звук копыт были явными признаками его напряжения, оживленно воссозданными на полотне Брюллова. Младшая сестренка Амацилия, с интересом встречает их на пути, в сопровождении грациозной итальянской борзой.
В этом двойном портрете, созданном художником, ощущается физическое волнение и радость жизни. Однако, несмотря на живость и радость, произведение сложно и глубоко. Лицо всадницы, хотя и выражает некоторую устремленность, кажется немного отстраненным от окружающего, в то время как детское лицо, полное радости, оживляет композицию. Фата девушки элегантно развевается в воздухе, вечернее небо окутывает сцену таинственным светом, а обстановка приобретает некоторую театральность.
Хотя сходство и характер портрета не вызывают сомнений, младшая сестра поистине блистает своей радостью, несмотря на множество скрытых чувств по отношению к всаднице! «Всадницу» можно назвать портретом-картиной.
Наряд девушки на коне изыскан и соответствует модным тенденциям того времени: она одета в длинное белое платье, украшенное голубыми пышными рукавами, а ее голову украшает шляпка с легкой зеленой вуалью.
Главная героиня выглядит утонченной и изысканной, но ее тонкая рука в белой перчатке крепко держит поводья: это символ мощи и животной энергии, которые контролируются. Укрощение жестокости нежной красавицы — один из самых популярных мотивов романтической эпохи.
На заднем плане виден большой каменный дом, а на крыльце появилась младшая сестренка Амалиция. В коротком розовом платье и панталончиках, она еще ребенок. Маленькими ручками она держится за перила, а в ее взгляде читается восхищение сестрой. Рядом с малышкой на крыльцо выбежала борзая – судя по преданному взгляду, эта собака принадлежит девочке. У Джованины также есть свой пес, который радостно встречает ее, крутясь внизу и рискуя попасть под копыта жеребца. Его присутствие придает изображению глубину и объем.
Новизна для своего времени
«Всадница» Брюллова — это гимн женственности, юности и жизнелюбию. Не случайно эта картина признана шедевром и привлекла внимание критиков, а сам Брюллов – новатором в портретном жанре.
До этого момента на портретах верхом на конях изображались в основном военные или правители. Джованина Пачини стала первым обычным человеком, а тем более девушкой, которого художник изобразил на лошади. Кроме того, автор выбрал необычную для портретного жанра композицию в виде треугольника, устремленного вершиной вверх. Такое расположение деталей свидетельствует о динамизме сюжета и стремлении вперед.
По всем признакам мы имеем дело с парадным портретом: величественный, тщательно проработанный наряд с изысканными оттенками ткани, классическая красота и достоинство главного персонажа. Человек на коне обычно предстает перед нами монументальным образом, но как же неожиданно близок этот портрет к большому брюлловскому жанру! Картина «пропитана» текстом и поэзией.
Особенности
Впечатляет и другой аспект мастерства, проявленный Брюлловым. «Всадница» — тщательно проработанное произведение художника-анималиста. Животные на полотне выписаны с любовью истинного знатока: мощная мускулатура лошади, ее переливчатая шкура и дикий, свирепый взгляд оставляют незабываемое впечатление.
Критика
У Брюллова, как и у многих талантливых художников, были и свои критики. Его называли салонным художником, чьи работы интересны лишь поверхностной публике, неспособной к глубокому восприятию искусства. Они утверждали, что его полотна изобилуют светом, цветом и фактурой, что делает их привлекательными для широкого круга зрителей. И хотя другой художник, используя те же элементы, мог бы создать нечто посредственное и безвкусное, для Брюллова это становилось произведением гениального мастерства. Его портреты, заказываемые богатыми и избалованными клиентами, могли казаться лишь поверхностными, но в каждом из них просматривался гимн детству, юности, красоте и здоровью, жизни во всей ее полноте и счастье.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub