Описание картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

 

Картина «Взятие снежного городка». Василий Суриков, 1891 год.
«Взятие снежного городка». Василий Суриков, 1891 год.

 

Название Взятие снежного городка
Страна, художник Россия, Василий Иванович Суриков
Год 1891
Жанр Жанровая сцена
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло
Размеры 282 см. х 156 см.

Судьба подарила Василию Сурикову непревзойденный талант живописца, но и она же подвергла его тяжелейшему удару, который почти перечеркнул его творческую деятельность: по возвращению в Красноярск тяжело заболевает и потом умирает супруга Елизавета Августовна. Художник не только бросает писать картины, но и чуть не сходит с ума от горя. Но поддержка брата, знакомые с детских лет виды и пейзажи Красноярска снова возвращают художника к жизни, и он вновь берется за живопись.

Тогда-то и возникает идея Сурикова создать картину, сюжетом которой будет старинная народная игра, которая называется «взятие снежного городка» и не раз увиденная художником еще в детстве. Построение снежного городка и его «взятие» было устроено по желанию Сурикова ладейской молодежью. Есть версия, что инсценировка сего представления осуществлялась в усадьбе самого художника. Родственники и просто желающие были натурщиками.

На полотне изображена кульминация игры – как раз тот момент, когда нападающий на лошади прорывается через ряд тех, кто стоит на страже, и добирается до намеченной цели, которой является снежная крепость. Центральное место занято «городком» и его защитниками с хворостинами и трещотками, которыми нужно отпугивать лошадей соперников. С боков полотна мы видим улыбающихся и оживленных зрителей, которые наблюдают за столь увлекательным действом. Герои участвуют в создании цельного, единого впечатления радостной массы, принимающей участие в веселой забаве и радующейся победе своих товарищей.

Чуть слева от центра скачущий всадник, разрушающий крепость и завершающий триумф прямым попаданием кулака, изображен в лихом взлете. Он является самой крупной фигурой, а также главным нервом полотна, олицетворяющим всю напряженность схватки. Изображение движения коня было очень трудным процессом, поэтому городок заново воссоздавался несколько раз. Конь всадника коренастый, большеголовый, низкорослый, принадлежит к «сибирской породе». Глаза еще хранят крайнюю степень возбуждения от крика людей и выпадов «стражников» городка, но и в них появилось уже веселое озорство, выраженное в раздутых ноздрях и слегка приоткрытом рте, все вместе напоминающим улыбку.

Лицо защитника, одетого в белую шубу, озаряется счастьем и радостью. Поднятая рука с хворостиной приготовлена не для удара, а для приветствия сокрушителя. Еще один стражник, на котором мы видим рыжий тулуп, так размахнулся, что потерял шапку.

Мастерская живописца в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске
Мастерская живописца в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске

Зрители вызывают еще больший интерес. Мужчина справа в кошеве, на голове которого красуется меховая шапка, является братом Александром. Девушка, которая отвернулась от наблюдателя и сидит рядом с братом, двоюродная племянница Татьяна Доможилова. Женщина в темной одежде, которая сидит с опущенной рукой, является Екатериной Рачковской, супругой врача Петра Рачковского. Девушку в левой части, наряженную в синюю шубку, сравнивают со Снегурочкой, которая являет собой нечто сказочное и волшебное.

Роль сибирского пейзажа в картине не менее значительна. Справа показываются крыши сибирской деревни. В центре и слева мы видим уход горных цепей, которые лишаются своих очертаний и четкости. Художник изобразил обычный день без солнца, без искрящегося снега. Цветовая гамма задана яркими красками ковра с правой стороны. Ковер настолько разноцветный, что он идет в противовес всей динамике, которую мы наблюдаем в центре. Разнообразие цветов на ковре использовано для того, чтобы усилить общую атмосферу радости.

Начатое в Красноярске и законченное в Москве полотно было представлено на выставке в Петербурге. Картина вызвала различные эмоции: кто-то критиковал ее за выбор композиции, кто-то был в полном изумлении от того, что многие картины Сурикова полны драматичности и трагизма, а эта изображает радость и задор.

 

Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x