Название | Жестокие романсы |
Страна, художник | Россия, Илларион Михайлович Прянишников |
Год | 1881 |
Жанр | Портрет, групповой портрет, жанровая сцена |
Стиль | Романтизм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 40 см. х 31,5 см. |
Картину «Жестокие романсы» написал русский художник Илларион Прянишников в 1881 году. Она создана в стиле жанровой живописи, к которой тяготел художник. Основное место на полотне отведено героям – молодому мужчине, исполняющему романсы, и его слушательнице.
Пытка романсами
Сюжет картины сквозит сатирой. Все довольно просто и понятно: молодой человек пытается покорить понравившуюся ему девушку песнями. Вид у ловеласа довольно нелепый. Чувствуется, что он отдается своему занятию со всей страстью. Волосы растрепались, на щеках проступил румянец. При этом он очень доволен собой, вальяжность его позы выражает уверенность в себе. Парень мнит себя прекрасным принцем, исполняющим серенады под окнами прекрасной дамы.
С другой стороны – девушка, для которой молодой человек так старается, явно не разделяет его настроя. Она всем своим видом олицетворяет неловкость. Отвернувшись от кавалера, старательно пытается отвлечься, проявляя больше интереса к лавке, нежели к сидящему рядом парню. Скромность и воспитание не дают ей прервать эту пытку романсами, поэтому девушка старается перетерпеть ситуацию.
О причинах неловкости можно только догадываться. Возможно она впервые столкнулась с таким явным проявлением симпатии и не знает, как реагировать на ухаживания кавалера. А может, его напористость угнетает девушку и музыкант ей неприятен. Или внимание настолько утомило героиню, что она просто пережидает, когда его пыл и запас романсов иссякнут.
Название картины и ее сюжет невольно наталкивают на сравнение с пьесой А.Н.Островского «Бесприданница». Главная героиня действительно подходит под образ Ларисы Огудаловой, утомленной вниманием очередного очарованного ее красотой мужчины. Несчастная девушка вынуждена ежедневно терпеть кавалеров, захаживающих в дом, чтобы хоть как-то поддерживать жизнь семейства.
Интересно, как перекликается название картины «Жестокие романсы» и фильма «Жестокий романс», снятого по пьесе Островского уже в советское время. Авторы фильма явно вдохновились картиной Прянишникова. Свою лепту внесли и художники по костюму, нарядив экранную Ларису в платье, похожее на то, что носит героиня картины.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub