Название | Золотая осень. Слободка |
Страна, художник | Россия, Исаак Ильич Левитан |
Год | 1889 |
Жанр | Пейзаж |
Стиль | Реализм |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Размер | 43 см. х 67,2 см. |
Исаак Левитан знаменитым художником девятнадцатого века, мастером пейзажного жанра. В 1887-90 годах он каждое лето отправлялся путешествовать по Волге, чтобы писать этюды на ее высоких берегах. Больше всего полюбилось живописцу местечко Плес – маленький живописный городок, стоящий на Волге. Именно там он написал несколько великолепных картин, которые до сих пор считаются лучшими в его творчестве.
Одной из таких работ стала «Золотая осень. Слободка». На холсте представлен все тот же Плес, но совсем с иной стороны. Реки, обычно приковывавшей к себе все внимание зрителей, не видно, она осталась где-то за спиной художника. Зато ничто не мешает взгляду сосредоточиться на сочных красках золотой осени и романтизированном изображении деревенского быта.
На первом плане неровная грунтовая дорога, изъезженная телегами, огороды за ивовыми плетнями и несколько простых безыскусных домиков, сложенных из сруба. Вдали растворяются в туманной дымке поля и тонкая золотая полоска леса.
Наступил конец сентября или самое начало октября. Погода стоит ясная, но воздух уже становится прозрачно-холодным. Небо теряет свою лазурную летнюю голубизну и приобретает нежный акварельный оттенок. Урожай убран с полей и огородов, поэтому вместо сочной зелени видны полоски беззащитно-обнаженной вскопанной земли.
Композиционным центром произведения является одинокая береза – она выделяется самым ярким, желто-золотым пятном на холсте. Все остальные краски чуть приглушенные: изумрудная зелень травы приобретает легкий болотный оттенок, а золотистые кроны деревьев звучат коричневатыми и охристыми тонами. Снижение цветовой контрастности подчеркивает, что стоят последние теплые мгновения, а впереди этот край ждет долгая череда дождливых пасмурных дней.
Левитану удается внести в такой повседневный будничный пейзаж лирическую ноту, пронзительный аккорд увядания природы. Он стремится передать цикличность жизни, неумолимый ход времени. Именно благодаря этому умению картины художника становятся важной вехой в пейзажной живописи конца девятнадцатого века.
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал: https://t.me/muzei_club, а также Дзен канал: https://dzen.ru/muzeiclub